В психологии термин “одаренные дети” используют в двух взаимосвязанных, но немного разных значениях. В первом – это дети, у которых с раннего возраста начинают ярко проявляться способности и наклонности к определенной деятельности: музыке, поэзии, живописи или математике; вместе с тем в других областях их способности могут быть посредственными или низкими.
Во втором значении – это разносторонне одаренные дети. То есть малыш может прекрасно рисовать, писать стихи и музыку, легко решать сложные математические задачи. Такие дети обычно опережают своих ровесников в обучении, иногда оканчивая школьный курс в возрасте 11-13 лет. Кажется, что путь к успеху таких ребятишек будет выстелен розами. Но психологи предупреждают: “Ошибкой было бы считать, что способные и талантливые дети наполняют жизнь своих родителей и педагогов только радостью. Проблемы одаренных детей в будущем приведут только к негативным последствиям”.
Содержание
Когда таланты “нивелируются”…
Почему малыш, взяв с раннего возраста “высокий старт”, потом вдруг “сходит с дистанции”? Почему от огромного потенциала, который заложила природа, он получает только разочарование и неприятности? Или он все же остается сокровищем, которое запрятано где-то очень глубоко и о котором никто не знает? Почему одаренный ребенок не достигает успеха в жизни, а “середнячок” уверенно поднимается вверх? Какая роль в этом родителей и учителей? Однозначного ответа на все эти вопросы не существует, и все же попробуем, по крайней мере, частично прояснить эту проблему.
Одаренность на примере Моцарта и Сальери
О завистливом придворном капельмейстере Сальери, который отравил гениального Моцарта, уже сказано-пересказано. Но сегодня предлагаю вам посмотреть на их жизнь немного под другим углом, тем более что Сальери все же не был музыкальной посредственностью. В Италии, в 1997 году по инициативе Миланской консерватории состоялся судебный посмертный процесс над Сальери. Судьи, заслушав свидетелей защиты и обвинения (исследователей жизни и творчества обеих композиторов), вынесли вердикт: не убивал, не отравлял. Мы же с вами будем придерживаться легенды, воспользовавшись именами композиторов как психологическими типажами. Итак, с одной стороны, возможно, не очень, но все же одаренный, трудолюбивый и организованный Сальери, который достиг успеха, общественного положения, финансово обеспеченный, хороший семьянин, а с другой – гениальный Моцарт, который создает шедевры просто, легко и без всяких усилий, жизнь которого – то стремительные взлеты, то головокружительные падения, который не умеет ладить с людьми, да и собственной женой также, который умирает 35-летним в бедности и которого хоронят в общей яме для бедных на кладбище. Какую бы судьбу вы хотели для своего ребенка – Моцарта или Сальери?
Как избежать проблем в воспитании и развитии одаренных детей
Так вот запомним: одаренность – это подарок судьбы, такая себе ракета, которая может домчать пассажира к звездам, а может взорваться и обжечь. Поэтому, каким бы способным и талантливым не был ваш ребенок, вы не должны зацикливаться на этом. Не старайтесь убедить всех, что ваше чадо лучше других, не демонстрируйте при наименьшей возможности его достижений, не лелейте в малыше самовлюбленности и превосходства.
Один известный художник рассказывал, что в детстве, когда все восхищались его рисунками, мама говорила: “Сынок, это и в самом деле замечательный рисунок, но сейчас это по большей части заслуга Бога, который дал тебе такой замечательный дар. Это как бутон, и только от тебя зависит, расцветет он или увянет”.
Правило первое: поддерживайте и деликатно направляйте ребенка, научите его работать. Усидчивость и целеустремленность помогут малышу реализоваться. Любой талант надо развивать, а это требует ежедневных занятий. И здесь именно многое зависит от родителей. Если им удастся научить ребенка работать над собой и делать все для того, чтобы достичь собственной цели, его талант раскроется.
Правило второе: не давите на него своими ожиданиями. Дети очень уязвимы, чувствительны к родительским словам и очень боятся не оправдать их ожиданий.
В моей практике был такой случай. Мама привела ко мне мальчика – тихоню, опрятного, бывшего отличника, который вдруг перестал хорошо учиться, потерял аппетит. После школы целыми днями он сидит в комнате. Удалось выяснить, что ребенок писал стихи (я сначала даже не поверила, что девятилетний мальчик может так писать). Дима даже написал текст гимна школы, а потом принял участие в каком-то конкурсе и не попал в список победителей. А еще получил “восемь” за контрольную по математике. Армагеддон! Вместо того чтобы успокоить сына, мама накричала на него, сказала, что он очень ее подвел, что ей теперь стыдно попадаться людям на глаза, ведь она же уже всем рассказала о конкурсе!
Правило третье: любите ребенка, верьте в его способности, поддерживайте его, но реально оценивайте возможности собственного чада. Способные, одаренные дети и амбиции родителей – это тоже еще одна огромная проблема. Многим хочется быть родителями если не гения, то пусть талантливого ребенка, погреться в лучах детской славы. Такие ребятишки часто вырастают несчастными людьми, особенно, если выясняется, что способности и таланты имели ценность, только когда были связаны с возрастом ребенка, и стали неконкурентоспособными, когда он вырос.
Часто случается, что родители считают собственное чадо необыкновенным. Он лучше всего учится, солист танцевального кружка или наилучший игрок баскетбольной команды, и все, так сказать, на “местном” уровне. Ребенка переводят в специализированную гимназию или записывают в хореографическую школу. И тут оказывается, что способности у него вполне посредственные, и что он “сиял” только на фоне еще менее способных детей.
Правило четвертое: будьте своей дочери или сыну другом, потому что рано или поздно одаренные дети наталкиваются на непонимание, равнодушие и даже презрение. Ведь они не такие, как все. Это приводит к тому, что эти ребятишки все больше замыкаются в себе и сосредоточиваются на своих любимых занятиях. Со временем нежелание идти на контакт с людьми, которые их окружают, превращается в огромную проблему для одаренного ребенка.
Детский психолог.