Когда вы начинаете любое взаимодействие с вашим ребенком, сосредоточьте на нем все свое внимание. Вы сейчас спешите, на автопилоте, в своих мыслях? Если это так, нажмите на себе кнопку «пауза» (это займет лишь три секунды). Остановитесь. Вдохните. Закройте ноутбук. Посмотрите в глаза своему ребенку. А теперь слушайте. Замечайте небольшие реплики, которые он предлагает для начала разговора, и реагируйте на них.
Оторваться от того, что вы делаете, и сосредоточиться на ребенке может быть мучительно, но для ребенка это знак, что, когда вы нужны ему, он может на вас рассчитывать. И это гораздо важнее, чем ваши вопросы о том, как прошел его школьный день. Если сейчас вы не можете его слушать, скажите так: «Я поняла, что ты из-за этого разозлился. Я хочу поговорить с тобой об этом, но сейчас, когда мне нужно всех проводить в школу и на работу, я не могу. Может быть, давай назначим время после ужина и поговорим об этом?» И после этого не забудьте о вашей договоренности, проявите инициативу сами. Так вы заслужите его доверие. Будьте здесь и сейчас. Это то время, когда вы слушаете своего ребенка. Проблемы на работе могут подождать. Ваш ребенок видит, действительно ли вы его слушаете. Он может не показать виду, но, когда вы притворяетесь, это снижает его самооценку.
Чтобы начать разговор, обозначьте и проговорите его чувства, без осуждения или оценки. Фразы типа «Ты рассердилась на брата?» или «Ты беспокоишься из-за сегодняшней поездки за город?» открывают разговор, «Ты должна постараться быть добрее с братом» или «Что за ребячество по поводу этой поездки; конечно, ты тоже едешь» – закрывают.
Задавайте безоценочные и конкретные вопросы и ждите правдивых ответов. На вопросы «С кем ты сегодня сидел в столовой?» или «Как прошла контрольная?» вы получите ответ скорее, чем на вопрос «Как прошел день?». Вопросы, начинающиеся с «почему», часто заставляют детей защищаться; поинтересовавшись «Почему ты решила надеть это платье?», вы добьетесь гораздо меньших результатов, чем спросив: «Как ты думаешь, что оденет большая часть детей в эту поездку?»
Не спешите с советами и решениями. Это означает, что вы должны справиться с вашим беспокойством и страхами по этому поводу. Ребенку нужно дать возможность самому найти выход; он не научится обдумывать свои решения, пока не начнет этого делать. Когда он начнет сам придумывать выход и принимать решение, это будет шагом к уверенности в себе и компетентности.
Старайтесь, чтобы разговор был спокойным и безопасным для всех. Когда человек расстроен или зол, он не может хорошо слушать. Не чувствуя себя в безопасности, люди начинают защищаться или атаковать, и логическая часть мозга выключается. Если вы заметили, что ребенок начинает раздражаться, пугаться или обижаться, остановитесь и восстановите контакт. Напомните ему, как вы его любите и что вы стараетесь изо всех сил найти решение, которое будет выгодно для всех.
Управляя своими эмоциями, старайтесь сделать разговор спокойным и безопасным для вашего ребенка. Если вы начинаете винить себя («Я могла это предотвратить!») или бояться («Не могу поверить, что это происходит с моим ребенком!»), возьмите себя в руки и отодвиньте эмоции в сторону. Сейчас дело не в вас, и ваше отчаяние не поможет. На самом деле самое важное – не проблема, о которой говорит ваш ребенок; вы можете подумать о ней позже. Напомните себе, что самое главное – помочь ему справиться с этими сложными чувствами и, когда ему это удастся, помочь найти решение и выработать план действий, который будет наилучшим для него.