Стресс у детей – оберегаем новорожденного ребенка

Не секрет, что новорожденным детям очень непросто привыкнуть к этому незнакомому миру. Давайте постараемся защитить своего ребенка от ненужных стрессов.

Очень давно, больше двадцати лет назад, когда родилась моя старшая дочь, раннее развитие было самым модным увлечением продвинутых родителей по всей стране. Гремели имена Лены и Сергея Никитиных, стремительно взлетала звезда Игоря Марковского. Нам тогда казалось, что вот наконец – то он нашелся, волшебный ключик к гениальности и богатырскому здоровью. Ура, теперь все рекорды будут наши! Надо только не упустить время, начать упорно и регулярно тренироваться. А упорства и энтузиазма молодым родителям обычно не занимать. Никто тогда и не предполагал о последствиях стресса у детей.

Вот и подросли наши детки – первопроходцы, научившиеся плавать раньше, чем ходить и различать буквы раньше. Чем говорить. Что-то пока не фиксирует статистика всплеска одаренности среди нынешних 20-30-летних — люди как люди. Зато с начала девяностых начало резко расти число детей и подростков, страдающих неврозами. Школьные учителя хором отметили, что в начальную школу стало поступать небывалое число гиперактивных малышей с пониженной стрессоустойчивостью, быстрой утомляемостью, не умеющих сосредоточиться, хорошо удерживать внимание.

Не хотелось бы утверждать, что именно проныривание да йога с пеленок привели к таким печальным последствиям. Конечно же здесь сказалось влияние многих факторов, большинство из которых вообще от нас не зависят. Это и неустойчивое положение, в котором оказались некоторые семьи в период перестройки, и поток чернухи по телевизору, и разгул преступности, и резкое ускорение динамики городской жизни. Но что же могли противопоставить всему этому родители? Могли поберечь своих детишек, хотя бы пока они были совсем малышами, не создавать им искусственные трудности, руководствуясь формулой: “Физиологический стресс — необходимое условие развития организма ребенка”.

По мере более углубленного изучения особенностей раннего развития мозга нейрофизиологи все настойчивее предостерегают от резких вмешательств в эмоциональную сферу малыша. Соблазн “подсуетиться” в период от рождения до трех лет, называемый “окном возможностей”, очень велик.

Ведь именно в первые три года жизни происходят важнейшие этапы в формировании человеческого мозга. Но можем ли мы быть уверены, что наши попытки как-то усовершенствовать программу взросления, заложенную самой природой, не нанесут вреда хрупкой и сложной структуре, которой является центральная нервная система малыша? Зато достаточно хорошо изучено негативное влияние стрессов у детей на процесс образования связей между нервными клетками. Говоря о бурном развитии мозга у младенцев, ученые подразумевают невероятно активное создание мостиков между уже существующими клетками. Сильные или длительные стрессы у детей просто блокируют строительство структур, обеспечивающих контакт между нейронами. Страдания и переживания, перенесенные человеком в младенчестве, не активизируют, а наоборот, затрудняют, а иногда и необратимо нарушают работу мозга.

“Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало” – Эту поговорку придумали умные мамы. Оберегая нервную систему крохи, мама создает ему благоприятные условия для роста и развития. Любой переходный возраст — трудное время для человека, повод поддержать его, отнестись снисходительно к его слабостям и страхам.

Переход от внутриутробного развития к самостоятельной жизни подразумевает колоссальные изменения в условиях существования. Мир прекрасен, но, чтобы малыш сумел это оценить, хорошо бы взрослым помочь ему спокойно здесь осмотреться и освоиться.

Понаблюдайте, как удивительно неравномерно природа распределила способности и навыки человека на первом году жизни. Умственное и физическое развитие младенца пока находится где-то не очень далеко от нулевой отметки. Зато эмоционально он практически равен нам, “большим” людям. С самого рождения дети способны испытывать интерес, удивление, счастье, страх, печаль. Жизнь сама подсказывает нам, чем заняться с малышом на этом этапе. Ранний эмоциональный взаимный контакт, когда родители стараются понимать своего кроху и вести с ним активный диалог на уровне прикосновений, интонаций, быстрой помощи в его “маленьких бедах”, это и есть непрерывное и пока самое главное.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Беременность и роды
Яндекс.Метрика