Почему ребенок выбирает такой объект? Причиной привязанности является вынужденный (мама должна пойти на работу) или добровольный (на втором году жизни малыш сам отдаляется от мамы) отрыв от мамы, а объект благосклонности на этом этапе успокаивает ребенка и облегчает процесс появления самостоятельности. Такая привязанность сохраняется до школьного возраста, а то и дольше (вспомним амулеты, которые носят с собой много взрослых, ощущая с ними уверенность). Ученые усматривают связь между телесным контактом с мамой и переходным объектом: если ребенку достаточно контакта с мамой, он не нуждается в переходном объекте, а малыш, которому не хватало мамы, ищет утешение в мягкой игрушке или другой вещи. Итак, переходный объект – это заменитель мамы.
Если переходный объект исчезает (его потеряли или забыли), ребенок впадает в отчаяние (родители обычно тоже, так как часто не знают, что делать, ведь с помощью объекта его можно успокоить, уложить спать). Знаю лично родителей, которые, уезжая в отпуск, на полдороге поворачивали домой, так как забыли взять застиранную пеленку, без которой малыш не засыпал. Другой случай наблюдала в берлинском зоопарке: сбитый с толку папа старался палкой достать куклу, которую доченька бросила в канаву, что разделяла львов от посетителей, и только хищный рев львицы заставил его прекратить свои попытки. А еще целый квартал берлинского района был обклеен цветными объявлениями с фотографией сильно общипанного утерянного мягкого зайца, за который обещали вознаграждение в 50 евро…
Вы заметили, что все эти трогательно-смешные истории не связанны с Россией? В самом деле, в России и Украине я довольно редко встречала малышей, которые бы так привязывались к вещам (врач-педиатр Рема в своей книге также делает ударение на том, что такая привязанность к определенным объектам характерна именно для малышей Западной Европы), но подозреваю, что со временем все может измениться…