В 12-18 месяцев ребенок заинтересованно слушает разговоры, «говорит» по телефону. По наблюдениям известных педиатров, предложение из двух слов дети начинают составлять в 15-42 месяцев (когда знают уже 20-50 слов), а свое имя произносят в 18-36 месяцев (некоторые в 15-18 месяцев, но большинство в 18-27 месяцев). Это тесно связано с формированием личности, ведь в 18-24 месяца у детей формируются первые представления о ней, и потому становится возможным говорить о себе (правда, на начальной стадии во 2-м лице единственного числа – «ты»). Форма 1-го лица «я» начинает употребляться преимущественно на третьем году жизни. Учить ребенка этому употреблению не надо; это изучается самостоятельно и является настоящим достижением, ведь все обращаются к ребенку «ты», а о себе «я». Итак, ребенок сам должен понять правило: о себе говорим – «я», о ком-то другом – «ты». Чтобы прийти к этому пониманию, малыш должен дойти до определенного уровня развития собственной личности и начать осознавать собственное «я».
По наблюдениям швейцарских педиатров развитие речи у первого ребенка в семье, как правило, происходит медленнее, чем у второго, а у следующих детей – быстрее, чем у рожденных ранее братьев или сестер.
Красивая речь – признак образованного человека. Родители, которые хотят воспитать из своего новорожденного малыша образованную личность, должны следить за тем, как они говорят, ведь маленький ребенок все вбирает и потом сам начнет неграмотно говорить.
По многим наблюдениям, большинство мам совсем не следят за своей речью. Часто можно слышать от родителей такие обращения к детям, в которых присутствуют искаженные слова и сюсюканье. Следите за своей речью и не употребляйте таких слов, так как в противном случае вы будете способствовать замедлению развития речи у своего ребенка. Если ребенок произносит слова неправильно, акцентируйте на них внимание и исправляйте ошибки в произношении.