Сущность идейных ценностей семьи

Сущность идейных ценностей семьи


Учитывая, что это первое занятие в X классе по курсу «Этика и психология семейной жизни», учитель, вновь указав на актуальность курса, напоминает учащимся, какие темы были изучены в прошлом учебном году, что предстоит изучить в X классе. Затем для установления логической связи пройденного материала с изучаемым на данном уроке целесообразно предложить учащимся ответить на следующие вопросы:

Вспомните, пожалуйста, что имеется в виду под понятием «семья».
В чем коренное отличие социалистической семьи от буржуазной?
Назовите и кратко охарактеризуйте основные функции семьи.
Каковы, по-вашему мнению, основы семейных отношений?
В чем заключаются важнейшие ценности семьи развитого социалистического общества?

Резюмируя ответы, учитель напоминает, что в социалистическом обществе семейные отношения основываются на супружеской любви и долге, на равноправном положении мужа и жены, на родительской любви, сыновнем и дочернем долге. Учитель помогает учащимся понять, что важными ценностями социалистической семьи являются коммунистическая идейность, коммунистическая нравственность, коллективизм, добросовестное отношение к трудовым обязанностям.

Семейно-брачные отношения при социализме характеризуются свободой от утилитарно-экономических соображений, богатством духовно-нравственной жизни, гармоничным сочетанием интересов общества и семьи, усилением воспитательного потенциала семьи и, следовательно, повышением ответственности за воспитание детей.

Здесь учитель может задать учащимся вопрос: что, по-вашему мнению, сильнее всего и прежде всего влияет на формирование, становление характера человека: книги, учитель, друзья, семья, кино, комсомольская организация? (Перечисление можно продолжить.)

Возможно, отвечая, десятиклассники на первое место поставят влияние семьи. Этот вопрос не однажды задавался исследователями молодым людям. Ответ удивительно единодушен: семья. По мнению юношей и девушек, семья более всего и прежде всего влияет на становление характера человека. Конечно, приведенный факт не означает отрицание других воспитывающих воздействий.

Важнейшее место в ряду духовных ценностей семьи занимают ее идейные ценности. Здесь уместно поставить вопрос: почему на занятиях по подготовке к семенной жизни такое большое внимание уделяется рассмотрению вопросов, касающихся основ семейных отношений и важнейших ценностей семьи, более того — именно ее идейных ценностей? И что следует понимать под идейными ценностями семьи?

По усмотрению учителя эти вопросы могут быть риторическими, для пробуждения интереса учащихся к предмету разговора, а могут быть адресованы классу. Учитель подводит учащихся к мысли, что к основным идейным ценностям современной советской семьи следует прежде всего отнести: идейную убежденность; советский патриотизм; социалистический интернационализм; активную гражданскую позицию; стремление бороться за мир на земле; непримиримость к влияниям буржуазной идеологии; семейные традиции, связанные с революционными, боевыми и трудовыми традициями советского народа.

Рассмотрим некоторые из идейных ценностей семьи подробнее. Коммунистическая идейность, представляющая собой сплав знаний, убеждений и практического действия, является определяющей чертой личности советского человека — борца за торжество идей коммунизма. Именно коммунистическая идейность, связанная с самыми передовыми идеалами, воплотившими в себе веру в конечное торжество справедливости и добра, стала тем могучим оружием, которое помогло советскому народу совершить первую в истории человечества победоносную социалистическую революцию, в жесточайших боях с силами мировой реакции отстоять ее завоевания и построить развитое социалистическое общество.

Являясь ячейкой социалистического общества, семья отражает его идейно-политические, нравственные устои. Носитель этих устоев — конкретный человек. И он же, как правило, является членом конкретной семьи. Уже в силу этого семья — носитель идейных ценностей общества. Для современной советской семьи все более характерным становится перемещение центра тяжести семейных отношений из области имущественно-хозяйственных интересов в область нравственно-психологическую и нравственно-эстетическую.

Единая социальная направленность, общность интересов супругов обогащает их взаимоотношения, укрепляет любовь.

Здесь учитель может использовать фрагменты писем Ф. Э. Дзержинского или отрывок из дневника Юлиуса Фучика.

Читайте также:   Новорожденное. Врожденные особенности

«Будучи матерью, ты уже счастлива, а если дети твои тоже будут любить, если ты воспламенишь их сердца любовью, то и они будут счастливы в жизни. Где есть любовь, там пег страдания, которое могло бы сломить человека»

«И если силы мои будут не те, мир не перестанет быть прекрасным, а в душе не перестанет никогда раздаваться гимн жизни, гимн любви… Все наши страдания кажутся мелочью, ибо они не могут уже изменить наших душ. Единственное счастье человека — это уметь любить и, благодаря этому, уловить идею жизни в ее вечном движении. Н я благословляю судьбу мою и судьбу всех дорогих мне, что она дала нам это сокровище».

«Любовь, которая обращена к одному лицу и которая исчерпывает в нем всю радость жизни, превращая все остальное лишь в тяжесть и муку, — такая любовь несет в себе яд для обоих…

Идея объединяет людей, идея, вытекающая из глубины души. Она открывает их сердца и заставляет помогать друг другу3.

«19 мая 1943 года. Сегодня ночью мою Густу увозят в Польшу «на работу», на немецкую каторгу, на смерть от тифа. Мне остается жить несколько недель. Может быть, два-три месяца… Годами мы работали вместе, по-товарищески помогая друг другу. Она была моим первым читателем и критиком, и мне было трудно писать, если я не чувствовал на себе ее ласкового взгляда. Все годы мы вели борьбу плечом к плечу — а борьба не прекращалась ни на час, — и все годы рука об руку мы бродили по любимым местам… Она увидела меня через шесть недель после нашего ареста, после мучительных дней в одиночке, полных дум о моей смерти. Ее вызвали, чтобы она «повлияла» на меня.

— Уговорите его, говорил ей на очной ставке начальник отдела. — Уговорите его, пусть образумится. Не хочет думать о себе, пусть подумает хоть о вас. Даю вам час на размышление. Если он будет упорствовать, расстреляем вас обоих сегодня вечером.

Густина ласково поглядела на меня и сказала просто: — Господин следователь, меня это не страшит. У меня только просьба: если убьете его, убейте и меня.

Такова Густина — любовь и твердость».

Перед современной советской семьей не стоит острая проблема единства идейно-политических взглядов, так как советский народ представляет собой общность, характеризующуюся морально- политическим единством. Означает ли это, что вопросы идейной жизни семьи потеряли актуальность? Если нет, то в чем суть этой актуальности? В чем, по-вашему мнению, смысл идейных ценностей вашей семьи?

Обобщая высказывания школьников, учитель отмечает богатство духовной жизни современной советской семьи, для каждого члена которой вопросы идеологии далеко не безразличны, они входят в сферу личных интересов и проявляются в семейной жизни. Вопросы идеологии — своего рода мост, связывающий семью с обществом и наполняющий новым смыслом жизнь семьи. Семье всегда нужны какие-то интересы, выходящие за ее рамки, в противном случае семейная жизнь часто приводит в тупик потребительства, пошлости и скуки. А. С. Макаренко учил родителей не отделять семейные дела от дел общественных. «Ваша активность в обществе или на работе, — говорил он родителям, — должна иметь отражение и в семье, семья ваша должна видеть ваше политическое и гражданское лицо и не отделять его от лица родителя. Все, что совершается в стране, через вашу душу и через ваши мысли должно приходить к детям».

Идейные ценности семьи находят свое отражение в семейных традициях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Беременность и роды
Добавить комментарий