Сущность идейных ценностей семьи

Идейные ценности семьи


Учитывая, что это первое занятие в X классе по курсу «Этика и психология семейной жизни», учитель, вновь указав на актуальность курса, напоминает учащимся, какие темы были изучены в прошлом учебном году, что предстоит изучить в X классе. Затем для установления логической связи пройденного материала с изучаемым на данном уроке целесообразно предложить учащимся ответить на следующие вопросы:

Вспомните, пожалуйста, что имеется в виду под понятием «семья».
В чем коренное отличие социалистической семьи от буржуазной?
Назовите и кратко охарактеризуйте основные функции семьи.
Каковы, по-вашему мнению, основы семейных отношений?
В чем заключаются важнейшие ценности семьи развитого социалистического общества?

Резюмируя ответы, учитель напоминает, что в социалистическом обществе семейные отношения основываются на супружеской любви и долге, на равноправном положении мужа и жены, на родительской любви, сыновнем и дочернем долге. Учитель помогает учащимся понять, что важными ценностями социалистической семьи являются коммунистическая идейность, коммунистическая нравственность, коллективизм, добросовестное отношение к трудовым обязанностям.

Семейно-брачные отношения при социализме характеризуются свободой от утилитарно-экономических соображений, богатством духовно-нравственной жизни, гармоничным сочетанием интересов общества и семьи, усилением воспитательного потенциала семьи и, следовательно, повышением ответственности за воспитание детей.

Здесь учитель может задать учащимся вопрос: что, по-вашему мнению, сильнее всего и прежде всего влияет на формирование, становление характера человека: книги, учитель, друзья, семья, кино, комсомольская организация? (Перечисление можно продолжить.)

Возможно, отвечая, десятиклассники на первое место поставят влияние семьи. Этот вопрос не однажды задавался исследователями молодым людям. Ответ удивительно единодушен: семья. По мнению юношей и девушек, семья более всего и прежде всего влияет на становление характера человека. Конечно, приведенный факт не означает отрицание других воспитывающих воздействий.

Важнейшее место в ряду духовных ценностей семьи занимают ее идейные ценности. Здесь уместно поставить вопрос: почему на занятиях по подготовке к семенной жизни такое большое внимание уделяется рассмотрению вопросов, касающихся основ семейных отношений и важнейших ценностей семьи, более того — именно ее идейных ценностей? И что следует понимать под идейными ценностями семьи?

По усмотрению учителя эти вопросы могут быть риторическими, для пробуждения интереса учащихся к предмету разговора, а могут быть адресованы классу. Учитель подводит учащихся к мысли, что к основным идейным ценностям современной советской семьи следует прежде всего отнести: идейную убежденность; советский патриотизм; социалистический интернационализм; активную гражданскую позицию; стремление бороться за мир на земле; непримиримость к влияниям буржуазной идеологии; семейные традиции, связанные с революционными, боевыми и трудовыми традициями советского народа.

Рассмотрим некоторые из идейных ценностей семьи подробнее. Коммунистическая идейность, представляющая собой сплав знаний, убеждений и практического действия, является определяющей чертой личности советского человека — борца за торжество идей коммунизма. Именно коммунистическая идейность, связанная с самыми передовыми идеалами, воплотившими в себе веру в конечное торжество справедливости и добра, стала тем могучим оружием, которое помогло советскому народу совершить первую в истории человечества победоносную социалистическую революцию, в жесточайших боях с силами мировой реакции отстоять ее завоевания и построить развитое социалистическое общество.

Являясь ячейкой социалистического общества, семья отражает его идейно-политические, нравственные устои. Носитель этих устоев — конкретный человек. И он же, как правило, является членом конкретной семьи. Уже в силу этого семья — носитель идейных ценностей общества. Для современной советской семьи все более характерным становится перемещение центра тяжести семейных отношений из области имущественно-хозяйственных интересов в область нравственно-психологическую и нравственно-эстетическую.

Единая социальная направленность, общность интересов супругов обогащает их взаимоотношения, укрепляет любовь.

Здесь учитель может использовать фрагменты писем Ф. Э. Дзержинского или отрывок из дневника Юлиуса Фучика.

«Будучи матерью, ты уже счастлива, а если дети твои тоже будут любить, если ты воспламенишь их сердца любовью, то и они будут счастливы в жизни. Где есть любовь, там пег страдания, которое могло бы сломить человека»

«И если силы мои будут не те, мир не перестанет быть прекрасным, а в душе не перестанет никогда раздаваться гимн жизни, гимн любви… Все наши страдания кажутся мелочью, ибо они не могут уже изменить наших душ. Единственное счастье человека — это уметь любить и, благодаря этому, уловить идею жизни в ее вечном движении. Н я благословляю судьбу мою и судьбу всех дорогих мне, что она дала нам это сокровище».

«Любовь, которая обращена к одному лицу и которая исчерпывает в нем всю радость жизни, превращая все остальное лишь в тяжесть и муку, — такая любовь несет в себе яд для обоих…

Идея объединяет людей, идея, вытекающая из глубины души. Она открывает их сердца и заставляет помогать друг другу3.

«19 мая 1943 года. Сегодня ночью мою Густу увозят в Польшу «на работу», на немецкую каторгу, на смерть от тифа. Мне остается жить несколько недель. Может быть, два-три месяца… Годами мы работали вместе, по-товарищески помогая друг другу. Она была моим первым читателем и критиком, и мне было трудно писать, если я не чувствовал на себе ее ласкового взгляда. Все годы мы вели борьбу плечом к плечу — а борьба не прекращалась ни на час, — и все годы рука об руку мы бродили по любимым местам… Она увидела меня через шесть недель после нашего ареста, после мучительных дней в одиночке, полных дум о моей смерти. Ее вызвали, чтобы она «повлияла» на меня.

— Уговорите его, говорил ей на очной ставке начальник отдела. — Уговорите его, пусть образумится. Не хочет думать о себе, пусть подумает хоть о вас. Даю вам час на размышление. Если он будет упорствовать, расстреляем вас обоих сегодня вечером.

Густина ласково поглядела на меня и сказала просто: — Господин следователь, меня это не страшит. У меня только просьба: если убьете его, убейте и меня.

Такова Густина — любовь и твердость».

Перед современной советской семьей не стоит острая проблема единства идейно-политических взглядов, так как советский народ представляет собой общность, характеризующуюся морально- политическим единством. Означает ли это, что вопросы идейной жизни семьи потеряли актуальность? Если нет, то в чем суть этой актуальности? В чем, по-вашему мнению, смысл идейных ценностей вашей семьи?

Обобщая высказывания школьников, учитель отмечает богатство духовной жизни современной советской семьи, для каждого члена которой вопросы идеологии далеко не безразличны, они входят в сферу личных интересов и проявляются в семейной жизни. Вопросы идеологии — своего рода мост, связывающий семью с обществом и наполняющий новым смыслом жизнь семьи. Семье всегда нужны какие-то интересы, выходящие за ее рамки, в противном случае семейная жизнь часто приводит в тупик потребительства, пошлости и скуки. А. С. Макаренко учил родителей не отделять семейные дела от дел общественных. «Ваша активность в обществе или на работе, — говорил он родителям, — должна иметь отражение и в семье, семья ваша должна видеть ваше политическое и гражданское лицо и не отделять его от лица родителя. Все, что совершается в стране, через вашу душу и через ваши мысли должно приходить к детям».

Идейные ценности семьи находят свое отражение в семейных традициях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Беременность и роды
Яндекс.Метрика