Ученые тщательным образом выучили кризис трехлетнего возраста и установили семь “звезд” (признаков) этого кризиса:
1. Негативизм. Это стремление сделать наоборот, иногда даже вопреки собственному желанию. Это протест против всего, что предлагают взрослые. Тотальное “нет”. Малыш отказывается выполнять любую просьбу не потому, что он этого действительно не хочет, а потому, что приказывают родители. Отрицание всего, что предлагают мама и папа, даже если ребенок любит делать это больше всего (гулять, есть мороженое, забавляться и тому подобное).
Вместо категорической фразы “Мы пойдем в парк” скажите: “Зайка, возможно, мы пойдем сегодня в парк?”. Формулируйте свои предложения деликатнее, так, чтобы он не воспринимал их как приказ и не думал, что вы его вынуждаете к чему-то. Вместо “Когда ты сложишь свои игрушки?”, скажите: “Ты сложишь свои игрушки сейчас или после того, как пообедаешь?”. Ребенок в этой ситуации имеет выбор и вроде бы сам решает.
Попробуйте использовать прием “Может, мы вместе” оденемся, почистим зубки, постираем вещи для куклы. Иногда (в крайнем случае) можно предложить ребенку: “Мы сегодня не пойдем в садик”, надеясь, что он захочет сделать все наоборот. Но с таким приемом нужно быть осторожным, ведь обман порождает обман.
2. Упрямство. Это тоже признак кризиса трехлетнего возраста. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого в действительности хочет или это ему нужно, а потому, что первичным было “хочу”. Показательным является поведение у магазина, где он кричит, плачет, топает ножками, падает на пол, выкрикивая: “Купи!”. Никакие объяснения не помогут, потому что ребенок настаивает лишь на том, чтобы приобрести эту вещь, о которой он даже не вспомнит через пять минут. В этой ситуации нужно спокойно забрать ребенка и переждать пик истерики, а потом попробовать поговорить с ним.
3. Строптивость. Это полное отрицание не мамы и папы, а всех правил и норм поведения, установленных к этому возрасту. Ребенок привередничает потому, что вы что-то делаете (готовите есть, читаете книгу, общаетесь с друзьями).
4. Своеволие. Ваше чадо стремится делать абсолютно все самостоятельно. Три года – это время, когда малыш начинает осознавать разницу между детьми и взрослыми и стремится подражать последним, ведь в его представлении взрослым все можно. В любом случае не запрещайте ребенку проявлять самостоятельность, поскольку сам процесс приносит ему невероятную радость. И как следствие появляется гордость: “Я это сделал (ла), я это могу – значит, я взрослый”. В случае неудачи лишь подбодрите малыша и отметьте, какой он уже большой и сколько всего умеет! И, конечно, находитесь рядом и будьте готовы прийти на помощь.
5. Протест-бунт. Он проявляется в регулярных спорах со взрослыми. Ребенок начинает всеми доступными ему способами демонстрировать свое недовольство (плакать, кричать, биться, кусаться, обзываться и тому подобное). Так он ведет себя не только с мамой, папой, бабушкой, но и с одногодками. Маленький человек имеет право на негативные эмоции и должен их как-то проявлять. Поэтому нужно ограничить употребление фраз с глаголами в приказной форме: “Иди есть!”, “Не кричи!”, “Не делай!” и тому подобное.
6. Симптом изменения ценностей. Ребенок пересматривает ценности, которые привили родители. Он отказывается просить прощения, здороваться со знакомыми, может обозвать маму или бабушку или начать ломать любимые игрушки. Не стоит считать эти поступки проявлениями агрессии (со временем все пройдет), в этот период ребенку интересно наблюдать, как поведут себя взрослые. Попробуйте отвлечь ребенка, предложите ему какую-то альтернативу (не хочет есть – пусть накормит куклу; рвет любимую книгу – дайте подереть прочитанный журнал).
7. Деспотизм или ревность. В семье с одним ребенком начинается террор относительно родителей. Если есть еще дети, появляется ревность. Малыш стремится заставить родителей делать все, что ему заблагорассудится. В принципиальных вопросах здоровья и безопасности ребенка стоит настоять на своем, а в пустяках можно и уступить или найти компромисс. Позволяйте своему чаду допускать ошибки: они закалят характер и научат его много чему.
Советы родителям при кризисе трехлетнего возраста
Позвольте малышу не только самостоятельно действовать, но и решать, например, что одеть, чем играться, что есть:
– Не вмешивайтесь в дела своего чада, если оно этого не просит. Ребенок не оценит вашего стремления помочь ему в построении замка из конструктора, быстрее изложит свой протест и недовольство;
– Установите четкие пределы разрешенного. Ребенок как будто будет проверять вас, это действительно нельзя или это только теперь запрещено;
– В случае истерики попробуйте отвлечь малыша чем-то интересным;
– В этом возрасте дети полностью копируют поведение взрослых. Следите за тем, что вы делаете и говорите;
Используйте игру в любых конфликтных ситуациях (в магазине, на улице, во время обеда или уборки). Как сказал Э. Эриксон, ролевая игра для ребенка станет тем “безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость”;
– Общайтесь с ребенком на равных, отмечайте, как он вырос и как сильно вы его любите. Не приказывайте, а просите; не читайте лекций, а спрашивайте советы. Рассказывайте, каким он был, когда родился, и как он изменился. Невзирая на привередничество, плохое настроение и слезы вашего малыша, просто любите его и будьте рядом с ним!
Воспитывайте ребенка собственным примером. От вас зависит, каким человеком он станет, пережив кризис трехлетнего возраста: самостоятельным, уверенным в себе, активным и настойчивым в достижении своей цели или покорным, с заниженной самооценкой, пассивным и таким, который все время будет ожидать помощи других и отчается в собственных силах.