Ученые считают, что мозг имеет возможность меняться и развиваться в течение всей жизни, так что в любом возрасте можно что-то «перестроить». Однако, что касается способности доверять, успокаивать себя и сочувствовать, наши основные структуры мозга формируются к шести годам. Мы знаем, что при улучшении условий у детей может еще развиваться эмоциональная саморегуляция, но для этого требуются колоссальное терпение и любовь тех, кто заботится о них.
Ребенок к шести годам имеет довольно четкую модель отношений, т. е. он формирует свои ожидания исходя из собственного опыта. Основываясь на этих ожиданиях и модели, он вырабатывают ряд стратегий управления своими эмоциями. Школьник, который не ожидает от взрослых помощи в саморегуляции, переживает «сильные чувства», легко выплескивая их. Не рассчитывающий на помощь взрослых ребенок может выглядеть более сильным и уравновешенным, но в глубине души он раним, и даже тогда когда он действует внешне спокойно, его сердце отчаянно бьется. Дети, которым повезло расти с отзывчивыми родителями, лучше понимают свои чувства и могут в большинстве случаев их регулировать, а следовательно, управлять и своим поведением.
В таких детях заложен более высокий эмоциональный интеллект (EQ). У них развиты нервные пути, проводящие гормоны успокоения и управляющие реакциями страха и гнева, и поэтому они могут задействовать весь потенциал своего мозга, функционирующего на более высоком уровне. Они хорошо себя чувствуют «в своей шкуре», а также с другими людьми, понимая их чувства, поэтому они устанавливать с ними глубокие отношения.
Задача ребенка от 6 до 9 лет – использовать свой развивающийся эмоциональный интеллект, чтобы справляться с эмоциями, вызванными ежедневными трудностями этого периода взросления. К сожалению, детям, которые с трудом справляются со своими эмоциями и не понимают чувств других, нелегко решать эти каждодневные задачи развития. Когда беспокойство или гнев мешают ребенку справиться с этими естественными трудностями, его уверенность в себе подрывается, и в попытке справиться со страхом он часто становится жестким и требовательным.
Дети с высоким эмоциональным интеллектом сталкиваются с теми же трудностями, но часто справляются с ними легче и с меньшим напряжением. А справляясь, они снова повышают свой эмоциональный интеллект и укрепляют эмоциональные «мышцы».
Родители часто считают, что этот возраст более легкий и спокойный. После шести лет мозг ребенка подчиняется его желанию быть «хорошим» и вырабатывает стратегии контроля над импульсами. В этом возрасте ребенок вряд ли будет с криками бросаться на пол в супермаркете. Он лучше умеет контролировать свои эмоции, кроме того, он сосредоточен на школе, и поэтому многие родители могут не замечать в нем внутренней борьбы. Естественно, они с облегчением вздыхают и направляют свои силы на то, чтобы справиться с собственным бешеным ритмом жизни. К сожалению, когда ребенок ведет себя «не так», большинство родителей применяют наказания или нотации, вместо того чтобы услышать крик о помощи. И они упускают возможность помочь ему справиться со страхом и развить эмоциональный интеллект.
Для внимательных родителей первые школьные годы (когда дети еще сильно привязаны к нам) – это самое лучшее время для того, чтобы помочь ребенку ориентироваться в мире чувств. Счастливый школьник у сочувствующих родителей теперь видит, что родители не только с теплом и любовью принимают его чувства, но и внимательно и с пониманием слушают его, помогая ему развить собственное понимание чувств – и своих, и чувств других людей. Эти родители считают, что недопустимое поведение – это сигнал о том, что ребенку нужно помочь справиться с чувствами, и рассматривают такие случаи как возможности развития и роста. Поскольку они умеют справляться со своими тревогами и гневом, то, внимательно слушая, размышляя и вдохновляя ребенка на поиск наилучшего выхода, могут помочь ребенку решить его проблему. К девяти годам школьник с высоким EQ может значительно опережать своих одноклассников в умении управлять своими эмоциями и поведением.