Игры для развития детей: как научить ребенка читать

Игры для развития детей: как научить ребенка читать Даже самые большие скептики в наше время признали, что начинать учиться читать лучше всего в процессе игры. Так вот возьмем это за аксиому. Правда, речь не идет о том, что все будет очень легко, поработать все же придется. И, возможно, вам даже больше, чем малышу. Однако надеемся, что, прислушавшись к советам, вы не пожалеете, и результат, а главное – сам процесс понравится и вам, и малышу.

Прежде чем начать осваивать азы науки чтения, нужно поработать над тем, чтобы ребенок был способен сосредоточиться, не отвлекался, умел находить сходства и отличия между предметами, сравнивать, классифицировать, хорошо запоминал и различал звуки.

В этом вам помогут игры для развития детей. Чтобы провести большинство из них, нужно только ваше желание и немного времени. Играться можно даже по дороге в садик, гуляя в парке или ездя в общественном транспорте.

Содержание

Игра “Шел Мартин в магазин”

Игра очень простая. Начинаете вы или малыш – неважно кто.

“Шел Мартин в магазин и купил (здесь надо конкретно назвать, что именно, например, куклу) куклу”. Ребенок продолжает, добавляя еще одну какую-то покупку, например, машинку.

“Шел Мартин в магазин и купил куклу и машинку”.

Теперь снова вы.

“Шел Мартин в магазин и купил куклу, машинку (снова добавляете какое-то слово, например, “хлеб”) и хлеб”.

Дальше снова очередь малыша. И так далее, пока кто-то собьется и забудет или перепутает слова.

Игра “Охота на звуки”

Сначала расскажите ребенку, что сейчас он будет охотником, который ловит буквы, или, например, вратарем.

Теперь выберите какой-либо звук, лучше всего начинать с громких. Произнесите его несколько раз с малышом. Четко и протяжно. Выделите его в нескольких словах.

А теперь медленно и четко выговаривайте слова. Если ребенок услышит звук, о котором вы договоритесь, то должен похлопать в ладони, “выстрелить”, если он охотник, или “поймать” – если вратарь. Начинайте с простых слов, постепенно усложняя задачу. Называйте слова, в которых звук расположен в начале, в конце, в середине.

Если вы имеете настольные игры с картинками или просто книжку, где на одной странице нарисовано несколько предметов, то как разновидность той самой задачи предложите малышу выбрать те, в которых имеется заданный звук. Можно во время игры воспользоваться игрушками.

Чтобы ребенок не путался, лучше звуки сначала называть буквами.

Внимательно отнеситесь к подбору слов. Начинайте, как мы уже заметили, с громких А, О, У, И, а вот от заданий с Ю, Я лучше воздержаться или выбирать только те слова, где Ю, Я обозначают только один звук – “Люба”, “тетя” и т.п. С согласных детям проще различить звонкие звуки М, Н, Л, Р. Хорошо они слышат и Ш, и С. Старайтесь избегать слов, в которых первый или последний звук слышны нечетко. Например, ДУБ (в конце слышим звук П).

Когда ребенок хорошо усвоит игру, усложните задачу. Например, “ловить” можно только те слова, в которых заданный звук расположен в начале слова (или в конце).

Игра “Лишнее слово”

Выберите какое-то слово и близкое к нему по звучанию, так, чтобы они отличались только одной буквой. Например, КОЗА – КОСА. Теперь одно из них, например, КОЗА, повторяйте несколько раз, вставив один раз КОСА.

КОЗА, КОЗА, КОЗА, КОСА, КОЗА и т.д. Задача ребенка – услышать и назвать это другое, лишнее, слово. Можете договориться, чтобы, когда он услышит другое слово, подпрыгнул, хлопнул в ладони, чихнул и т.п. Выговаривайте слова четко, приблизительно одно слово в секунду.

Если ребенок ошибается, выговаривайте слова в более медленном темпе, увеличьте количество повторений правильного варианта слова или выделяйте звуки, которые различаются: КОЗ-ЗА, КОС-СА.

Чтобы облегчить задачу, вы можете так же показывать картинку, на которой написано “правильное” слово. В нашем случае это должна быть коза. Главное – не кричите на малыша, если ему не удается, и, конечно, уже совсем нельзя употреблять обидных слов – тупой, тугодум, оболтус.

Наоборот, поощряете ребенка. Недаром же психологи утверждают, для того чтобы компенсировать одно критическое замечание, нужно десять раз похвалить ребенка.

Можно воспользоваться нашей подсказкой в выборе слов или придумать свои пары.

Нора – пора, колос – голос, роса – коса, цапля – капля, дом – ком, Маша – каша, май – чай.

Умение слышать отличия между близкими по звучанию словами поможет ребенку легче освоить основы чтения.

Ну и, конечно, очень советуем предложить ребенку самому придумать похожие задания для вас. А также не забудьте, по крайней мере, раз ошибиться.

Игра “Закончи слово”

Для этой игры следует “вооружиться” мячиком, хотя можно обойтись и без него, а просто называть слоги.

Итак, бросьте ему в руки мяч, назвав какой-либо слог, например, РЕ. Малыш должен бросить мячик вам, закончив слово. Например, ребенок должен сказать: “КА”. Обязательно, поймав мяч, произнесите то, что у вас вышло: “РЕКА”.

Ребенок может закончить слово и не одним слогом, это тоже очень хорошо. В итоге у вас может выйти РЕСНИЧКА, РЕЗИНКА и т.п. Потом поменяйтесь ролями. Пусть теперь он загадывает вам слова.

Можете помочь малышу, заранее предупредив его, что слова будут называть игрушки или предметы, которые есть в комнате, или членов семьи.

Когда вы заметите, что ребенок хорошо и легко выполняет задачу, усложните игру. Теперь вы будете бросать ему мячик и все время будете проговаривать один и тот же слог. Малыш должен назвать как можно больше слов.

Например, МА: МА-ЛИ-НА, МА-ШИНА, МА-КАРОНЫ, МА-НДАРИНЫ и т.п.
Еще раз напоминаю, надо каждый раз называть слово полностью. Такая игра даст возможность в дальнейшем избежать трудностей во время чтения, когда ребенок, прочитав слоги, не сможет сложить их.

Поскольку дети, как правило, очень азартные, можете устроить соревнование, кто больше назовет слов.

Ну, а для виртуозов еще один вариант игры. Вы “бросаете” ребенку не начало, а окончание слова, а он должен называть слово целиком. Например, ША – КАША; БА – ЖАБА, ТА – ВАТА, КО – МОЛОКО.

Игра “Дорисуй”

Эта игра поможет развить внимание и память малыша, а также подготовит его руку к письму.

Дети охотно играют в нее. Особенно, когда вы попросите придумать задачу для вас или организуете задачу между несколькими ребятишками.

Организовать игру просто. Нарисуйте некоторые простые, хорошо знакомые ему предметы, игрушки или животных, на столько, насколько у вас хватит фантазии. Но нарочно допустите ошибку, не дорисуйте каких-то деталей или частей тела.

Например, можно нарисовать кошку без хвоста или без ушка, чашечка без ручки, часы без стрелок, дом без окон.

Теперь предложите ребенку посмотреть на рисунок и дорисовать то, что вы “забыли”.

Готовимся к письму

Учиться писать тяжело и скучно. Не все малыши с удовольствием будут писать строчки палочек или загогулинок, а вот в “каляку-маляку” поиграют охотно. Нарисуйте на листе бумаги фломастером светлого цвета “каляку-маляку”. Можете придумать, например, какую-то историю о том, что маленький зайчонок убежал от мамы зайчихи и теперь никто не может его разыскать, потому что он оставил очень запутанный след. И вот на поиски отправляется добрый юный индеец. Лишь от него зависит судьба животного. Чтобы найти беглеца, надо пройти по его следу (то есть провести сверху такую же линию фломастером более темного цвета, не отрывая руки).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Беременность и роды
Яндекс.Метрика