Обучение чтению ребенка по методике Льва Толстого

Обучение чтению ребенка можно начинать, когда малышу только исполнился 1 год. Правда, это и обучением трудно назвать — просто игра!

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой был еще и отличным педагогом. Его “Азбука” и “авторский” метод обучения чтению — результат многолетней педагогической практики.

Метод базируется на складывании букв в слоги и слова, причем к первому этапу — обучению ребенка алфавиту — можно приступать уже тогда, когда вы привезли новорожденного домой. Только без фанатизма!

Содержание

С чего начать?

Повесьте на стене у кроватки малыша настенную азбуку, и, как только кроха сможет фокусировать взгляд, он с интересом будет присматриваться к ярким картинкам. В возрасте 7-9 месяцев малыши, опираясь о бортик кроватки и водя пальчиком по плакату, указывают то на одну букву, то на другую.

Ваша задача — вовремя заметить интерес крохи и назвать ту букву, на которую он указал.

Не старайтесь научить ребенка многократными повторениями: “Это буква …А”, смотри! Это “А”, запомнил?” Просто называйте букву всякий раз, как только он к ней прикоснется.

Когда крохе исполнится год, в занятиях можно использовать карточки с буквами. К примеру, разложите карточки с изображениями букв в соседней комнате и попросите малыша принести букву, уже знакомую ему. Со временем арсенал пособий для изучения алфавита должен расширяться. Это может быть магнитная азбука, разрезная азбука, гибкий алфавит Монтессори, кубики, трафареты и т.д. Как нельзя кстати окажется знакомая всем нам по школьным урокам касса букв и слогов с набором букв и буквосочетаний и удобными кармашками для хранения и составления слов.

Игры с буквами

Придумывайте как можно больше игр с изображениями букв. Это разнообразит процесс обучения чтению ребенка и не даст ему заскучать, несмотря на повторение материала. Предлагайте крохе отыскивать знакомые буквы в газетных заголовках и на уличных вывесках. Со временем вы не сможете пройти мимо рекламного щита, пока не выслушаете, из каких букв состоят все написанные на нем слова.

Продолжаться этот период перечисления букв будет до тех пор, пока малыш не научится читать слова. Дальше он будет читать вывески целиком, и ваши перемещения по городу значительно ускорятся.

Учимся складывать слоги

Как только ребенок хорошо усвоит алфавит, переходите ко второму этапу — складыванию слогов.

Этот этап пройдет успешнее, если вы будете учить малыша не названиям согласных букв алфавита, а звукам.

Например, произносите и т.д. В этом случае вы с вашим крохой избежите трудностей толстовского Филипка, и слоги будут получаться более естественными. И не бойтесь, что у малыша возникнут трудности с правильным названием букв алфавита: к школе разницу между буквами и звуками он уже в состоянии понять, в то время как в 3-4 года эти нюансы могут ввести его в ступор.

Объяснить малышу разницу между буквой и звуком можно так: “У каждой буквы, как и у тебя, есть имя. Тебя зовут Мария, но мы в кругу семьи зовем тебя Машей. Букву зовут “эм”, но рядом с другими буквами — ее друзьями — она зовется…”.

Складывая слоги, меняйте в них одну букву, оставляя вторую неизменной. Всякий раз называйте сами, а потом проговаривайте нараспев вместе с малышом то, что получилось.

Когда открытые слоги будут освоены, переходите к закрытым слогам. Объясните, что слог называется закрытым, потому что рот при его произнесении закрывается. Четко и медленно артикулируйте: “АМ”, “АТ”, “ОС”. Такие слоги произносить нараспев трудно, а то и вовсе невозможно. Произносите звуки в слоге медленно, постепенно и внятно и одновременно ведите вдоль написанного на бумаге слога пальцем, как если бы вы читали слово для глухого человека, читающего по губам.

От слогов из двух букв переходите к трех – и четырехбуквенным слогам. Обратите внимание малыша на то, что такие длинные слоги часто бывают самостоятельными словами: “РОСТ”, “КОМ”, “АКР”, “БЛОК” и т.п. Попросите ребенка найти подобные односложные слова самостоятельно. Кстати, если малыш от букв сразу переходит к словам, не настаивайте на складывании слогов. Подведите кроху к мостику, а он сам решит, воспользоваться им или просто перепрыгнуть на другой берег — ведь так значительно быстрее!

Финишная

На третьем этапе обучения чтению ребенка складывайте слоги в слова и наоборот, разбивайте слова на слоги. Такие занятия учат ребенка важнейшим мыслительным операциям, на которых строится весь процесс познания мира,синтезу и анализу. Активно используйте буквари и книги для посложного или складового чтения.

Покажите ребенку, что, заменяя в слове всего лишь одну букву, мы превращаем его в новое слово: “СТОЛ”, “СТОГ”, “СТОП”, “МАЙКА”, “ЧАЙКА”, “ГАЙКА”, “МИШКА”, “МИСКА”.

Поиграйте в пошаговую перемену, когда, меняя одну букву в слове, вы превращаете, например, “ГОРУ” в “МОРЕ” и т.д. При этом после каждой замены должно получаться слово, действительно существующее в русском языке.

Этот этап обучения чтению ребенка дает простор для различных лингвистических игр со словами, слогами, буквами и звуками. Разгадывайте с ребенком шарады, анаграммы и другие словесные головоломки, играйте в “Балду” и “Эрудита”. Игры со словами прекрасно расширяют словарный запас, развивают фонематический слух и формируют лингвистическое мышление, способствуют развитию грамотности. Они позволяют скоротать время в дороге, в очереди в поликлинику, не требуют материальных затрат и времени на подготовку, доступны людям любого возраста. Такие игры очень интересны и сплачивают семью.

Маме на заметку

Итак, подведем некоторые итоги по обучению чтению ребенка. На что обратить внимание, обучая малыша буквам, а затем чтению. Покупая настенную азбуку для малыша, обращайте внимание на то, чтобы буквы были крупными, стандартного начертания. Картинки, иллюстрирующие азбуку, должны быть интересными, но узнаваемыми.

Хорошо бы с самого первого дня знакомства с буквами активизировать “ручную” память малыша и создать предпосылки для успешного овладения письмом. Называя и показывая крохе букву, обводите ее пальчиком ребенка так, как будто он ее пишет.

Учите ребенка звукам, а не буквам, чтобы избежать этапа добавления при чтении лишних звуков. Лишние звуки снижают темп не только чтения, но иногда и речи малыша, а также затрудняют восприятие текста. Ребенок сосредоточен на преобразовании одного слога в другой, а не на смысле слова. Следите, чтобы из ваших уст кроха не услышал: “Скажи букву “А”, ведь произносим мы звуки, а буквы только пишем. Ребенок должен различать эти понятия.

В начале процесса обучения чтению ребенка не используйте в играх йотированные буквы, а также буквы “й”, “ь”, “ъ”. Если малыш спросит о них или покажет вам, назовите их, скажите, что “ъ” и “ь” не обозначают звуков. Ребенку 5-6 лет можно объяснить, что функция “ь” смягчить согласный, который стоит перед ним, и что мягкий и твердый знаки делают в словах паузы. Пусть малыш сравнит: “полёт” — “польёт”, “сесть” — “съесть”. Объясните, что без этих знаков получаются совсем другие слова: мальчик сел — мальчик съел.

Когда составляете слоги или склады, всегда повторяйте звуки отдельно, а затем называйте слог целиком: “М”, “…А” — “МА”. Старайтесь не говорить фраз типа: “М” и “А” будет “МА”, не перегружайте малыша лишними словами. Когда ваш ребенок только начнет читать самостоятельно, выбирайте для него книги с небольшими по объему текстами и крупным шрифтом. Если вы учили его по слоговой методике, то подойдут книги-буквари с делением на слоги. Если же малыш учился читать пословно или побуквенно, то слова, разделенные на слоги, только отвлекут его и затруднят восприятие смысла.

Книги большого формата, как правило, более качественные, однако они предназначены только для домашнего чтения. Если вы собираетесь взять книгу в дорогу или читать в длинной очереди, то выбирайте небольшие, но хорошо иллюстрированные издания, чтобы время малыша было занято и рассматриванием картинок, и их обсуждением с вами. Собираясь почитать, выключайте радио, телевизор. Можно оставить лишь спокойную тихую классическую музыку в качестве фона, но только если она не отвлекает малыша.

Когда читаете малышу, сажайте его рядом с собой или на колени, чтобы контакт между вами был максимальным. Держите книгу так, чтобы ребенок хорошо видел картинки, а во время пауз в чтении обязательно обращайте внимание крохи на рисунки и их детали. Четко проговаривайте названия картинок и добавляйте информацию о свойствах предмета:

– “Это маленький домик, а слева от него большой дом. Это синий шар”. Так вы во время процесса чтения обучите кроху названиям цветов, счету, пространственным характеристикам и многим другим интересным и важным для его развития вещам.

– Чередуйте чтение прозы и поэзии, сказок и рассказов, длинных повестей и коротеньких потешек.

– Следите, что больше нравится вашему ребенку, и вовремя покупайте новые книги.

– Текст следует произносить максимально четко, темп чтения должен быть средним. Не читайте в спешке или в плохом настроении.

– Не отвлекайтесь на телефонные звонки, посторонние разговоры и домашние дела — все это может подождать.

Обязательно запишите ребенка в библиотеку, как только он будет в состоянии ее посещать. Это прекрасная возможность сэкономить деньги и познакомить его не только с той литературой, которая нравится вам, но и позволить ему сформировать собственные вкусы и быть в курсе издательских новинок. Ребенок, хорошо знакомый с библиотекой, без труда отыщет любую необходимую информацию, будет более самостоятельным и коммуникабельным. Читайте малышу вслух даже тогда, когда он уже умеет делать это сам. Просите его почитать вам, пока вы готовите или, например, занимаетесь рукоделием. Устраивайте еженедельные вечера семейного чтения. Каждый из членов семьи пусть прочтет вслух хотя бы несколько строк из книги, а после вся семья делится впечатлениями и обсуждает прочитанное. Пользу этого занятия переоценить сложно. Во-первых, пока вы читаете, ребенок может погрузиться в придуманный мир, пофантазировать на тему сюжета, оценить героев произведения со стороны и эмоционально сопереживать им. Во-вторых, если вы будете читать с выражением, с правильной артикуляцией и интонацией, вы научите своего малыша тому же, а это сделает его интересным собеседником и хорошим оратором. Научитесь смотреть на малыша как на человека с большими возможностями. Ведь ему не ВСЕГО, а УЖЕ год или два!

Благодаря такому подходу вы вселите в него уверенность, и обучение чтению ребенка будет более скорым и эффективным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Беременность и роды
Яндекс.Метрика