Почему же тогда люди не всегда выражают сочувствие? Как могут люди намеренно ранить себе подобных? Это отключается эмпатия, и истоки данной проблемы надо искать в раннем детстве.
Малыши, которых утешали и чьи чувства понимали, имеют хорошие основания для развития эмоционального интеллекта. Другое название такому воспитанию – эмпатическое, или сочувственное; вы пытаетесь понять, что чувствует ваш ребенок, и отвечаете ему принятием и утешением.
И это позволяет вашему малышу развить его собственную эмпатию, которая, в свою очередь, приводит к высокому эмоциональному интеллекту.
Содержание
Последствия неправильного эмпатического воспитания
Давайте рассмотрим, что происходит, если у ребенка не закладываются основы эмоционального интеллекта. Допустим, в младенчестве малышку не утешали, а часто оставляли плакать в одиночестве. В результате она легко возбуждается и впадает в истерику. К сожалению, ее добрые, но не достаточно информированные родители говорят ей, что оставят ее в магазине, если она сию минуту не успокоится, и ее «радар» постоянно сканирует обстановку в поисках опасности. Поскольку у нее формируется такая схема отношений, в которой кто-то должен сдерживать свои потребности, она растет зависимым и предъявляющим повышенные требования в области эмоций ребенком. К году ее трудный характер постоянно приводит к силовым конфликтам с родителями. Она поняла, что родители не помогут ей разобраться с ее чувствами, поэтому она упрямо прячет их в себе. К сожалению, это помогает только на небольшое время, и подавленные чувства все равно прорываются. Зависимость пугает ее, поскольку она не может рассчитывать, что родители удовлетворят эту потребность, и когда она уже не может переносить эту сильную и неудовлетворенную потребность в любви, то впадает в гнев. Поскольку ее родители – и обоснованно – не хотят поощрять истерики, они оставляют ее приходить в себя в одиночестве, и это еще больше ожесточает ее сердце и закрепляет в ней депривационную схему отношений, в которых кто-то лишен любви.
Она постоянно носит с собой груз печали и страха, которые не может выразить. Чтобы этот груз не подавил и не затопил ее без предупреждения, она вооружается гневом. Мы говорим о таком человеке: «Всегда готов к бою».
С возрастом она становится очень ранимой и легко расстраивается из-за бытовых трудностей. Когда она видит плачущего ребенка, ее зеркальные нейроны возбуждаются, она не может не чувствовать того же, что и этот ребенок. Но для нее это слишком сильно, слишком тяжело.
Она может закричать на ребенка и даже ударить его. Или может отгородиться, чтобы не чувствовать эмоций других людей. Если она будет постоянно укреплять эту стену, то скоро сможет причинять боль другим людям. Ее модель отношений – это борьба и боль; она узнала, что такое быть жертвой, и теперь учится принимать другую сторону – насильника.
Если ребенок растет в сочувствии и любви
Ребенок, которому повезло расти в эмпатии и любви, будет по-другому реагировать на плач одноклассника. Плач возбуждает его зеркальные нейроны, и он чувствует то же, что и другой ребенок. Но он более спокойно относится к этим чувствам. Он их испытывал, как и все люди, и знает, что все будет хорошо. Это дружеский мир, и помощь обязательно придет. Эти чувства пройдут. Поэтому он переживает эти чувства и находит способ успокоиться. Он может предложить платок плачущему ребенку или позвать на помощь учителя. Это и есть проявление эмпатии, которая расцветает в детях, воспитанных с сочувствием. В такой модели отношений люди замечают и принимают чувства других людей, близость можно восстановить, а все неправильное – исправить. Ребенок начинает осваивать обе роли этих отношений.
Эмпатия – это не единственное свойство эмоционального интеллекта, которое проявляет дошкольник. Он может успокоиться, даже очень сильно расстроившись, хотя для этого ему все еще бывает нужно взобраться вам на колени. Его развивающаяся орбитофронтальная кора уже позволяет ему осознать, приемлем ли его эмоциональный импульс, и он может остановиться, когда захочется отобрать игрушку или выплеснуть гнев. Он даже может назвать эти чувства, и все чаще ему удается справиться со своими расстройствами с помощью слов, а не истерик.
Это значит, что левая часть мозга – центр логического мышления – все больше интегрируется с правой частью, которая больше связана с эмоциями. У него развивается самосознание.