Вседозволенность или наказание в воспитании детей

Вседозволенность или наказание в воспитании детей

Я не выступаю за вседозволенность в воспитании детей. Дети – новички в этом мире, и им нужна родительская помощь и их опыт. На самом деле, когда их никто не направляет и не ограничивает, они чувствуют неуверенность и ищут этой направляющей руки. Именно это мы имеем в виду, говоря, что ребенок проверяет границы. Но, хотя детей нужно ограничивать, никогда нет необходимости при этом не быть с ними добрым, внимательным и сочувственным. Вместо навязывания их силой мы можем направлять их поведение таким способом, что дети гораздо охотнее примут наши правила как свои собственные. В конце концов, поучительные моменты учат только тогда, когда ребенок готов учиться.

«Дисциплинировать» на самом деле означает «обучать», «упражнять», но часто вместе с этим смыслом подразумевается и элемент наказания, взыскания, который вызовет у малыша негативные чувства. Чтобы изменить мышление, давайте изменим слова, т. е. уберем слово «дисциплинировать», которое большинство из нас связывает с наказанием. Вместо этого предлагаем «вести» ребенка, направлять его поведение с любовью.

Когда малыш еще маленький и его легко запугать, такое любящее ведение кажется более сложным, чем приучение к хорошему поведению с помощью наказаний. Но это, безусловно, более эффективный способ, потому что со временем он уничтожает необходимость дисциплинирования вообще и воспитывает ребенка, который САМ хочет вести себя хорошо.

Многим родителям может казаться, что дисциплина с наказаниями все-таки необходима, чтобы вырастить хорошего человека. Большинство родителей утверждают, что они наказывают детей, чтобы научить их правильно себя вести. Однако это очевидно не так. На самом деле дети учатся себя вести, глядя на наши ежедневные поступки. Например, когда вы говорите: «Большое спасибо за подарок, тетя Таня» или «Из-за этой чертовой тетки я попал в пробку». А если ребенок не знал, как вести себя в данной ситуации, то необходимо обучение, а не наказание.

Правда в том, что вы наказываете, когда думаете, что ребенок знал, как правильно делать, но не сделал так. Вы не столько учите хорошему поведению, сколько надеетесь, что наказание будет достаточно неприятным для ребенка, чтобы убедить его в следующий раз поступать правильно. К сожалению, это не работает, иначе вам не пришлось бы больше наказывать.

Причина того, что наказание не работает с детьми, очевидна. Исследованиями неоднократно подтверждалось, что страсть к преступлению нельзя подавить с помощью наказания преступника, потому что когда он руководствуется сильными эмоциями, то находится «в состоянии аффекта», он не думает рационально. Так же и малыш до шести лет, чей мозг еще недостаточно развит, чтобы рациональное мышление могло контролировать эмоции: в порыве бурных чувств он не в состоянии подумать о наказании, которое его ждет. Наказание не помогает справиться с теми сильными эмоциями, которые вызывают его поступок, т. е. оно не влияет на корни поведения и поэтому не может предотвратить повторение поступка. Однако оно имеет все те негативные эффекты, о которых мы говорили.

Другими словами, с рациональной точки зрения наказание не имеет смысла.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Беременность и роды
Яндекс.Метрика