Стили родительского воспитания детей по методике Дианы Баумринд

Стили родительского воспитания детей по методике Дианы Баумринд Человеческое поведение не поддается строгой классификации, это же относится и к стилям воспитания. Но почти пятьдесят лет назад группа исследователей, возглавляемая Дианой Баумринд, вывела из наблюдений за многими семьями четыре основных подхода, которые используют большинство родителей. Эти же четыре подхода, слегка совершенствованные, до сих пор используются большинством специалистов по детскому развитию для определения типов родительского поведения. Сможете ли вы найти себя в одном из описаний этих подходов?

1. Авторитарный подход.

У этих родителей большие ожидания от детей, что само по себе хорошо. Их дети получают хорошие оценки, ответственны, умеют управлять собой и не попадают в переделки. Проблема в том, что такие родители не очень поддерживают своих детей. Их требования высоки: возьми себя в руки и работай, так как я сказал или никак. Такие родители тоже были так воспитаны, и думают, что у них все хорошо, но их дети часто становятся бунтарями в подростковом возрасте. Кроме того, они больше поддаются влиянию групп сверстников, поскольку не привыкли думать самостоятельно и отвечать за свое поведение, а также потому, что дети, которые не получали достаточно поддержки дома, ищут любви в других местах.

2. Опекающий (все разрешающий) подход.

Большинство таких родителей очень стараются не повторять ошибок своих жестких родителей, и поэтому они перегибают палку в противоположном направлении. Они дают своим детям много поддержки, что им, конечно, необходимо.

Но при таком подходе возникают две проблемы. Во-первых, родители, которые используют такой подход, часто дают понять детям, что разочарования, огорчения, боли и других негативных эмоций нужно избегать любыми средствами. Их детям трудно понять, что можно встретиться с несчастьем, но снова быть счастливым, а это необходимо для развития стойкости и жизнерадостности. И во-вторых, при таком подходе взрослые избегают ограничений и больших ожиданий. Некоторые из них считают, что лучше не вмешиваться в естественный ход развития своих детей. Другие просто не могут переносить, когда их дети расстроены, потому что сами не в состоянии справиться со своими тревогами и беспокойством.

Но детям, которым никогда не приходилось ограничивать свои желания или справляться с трудной задачей, чтобы соответствовать высоким ожиданиям, трудно развивать самостоятельность и самодисциплину. Не поймите меня неправильно – не бывает слишком много уважения и эмпатии к ребенку. Но если вы разрешаете своему чаду переступать через свои потребности или потребности других людей, то каким отношениям с людьми вы его научите? Воспитывая таким образом, вы вырастите их эгоцентричными, тревожными и не очень жизнестойкими.

3. Пренебрежительный (невнимательный) подход.

К такому типу склонны родители, которые не могут дать детям необходимые им любовь и внимание из-за алкоголизма, нарциссизма либо необходимости работать на двух работах, чтобы содержать семью. Но сейчас этот стиль все более преобладает, по меньшей мере, в некоторых культурах, где рационализируется необходимость воспитания детей в детском саду с маленького возраста. По мере взросления ребенок живет своей жизнью, и к подростковому периоду мы практически не имеем на него влияния. Откровенно пренебрегающие своими детьми родители часто являются наркоманами или покидают семью, но я вижу и вполне нормальных, заботливых мам и пап, которые, однако, так заняты карьерой или социальной жизнью, что не очень вникают в жизнь своих детей. Нередко такие родители тратят на них внушительные суммы, но не уделяют им внимания.

Для ребенка это всегда сигнал, что он не стоит любви и внимания, и если оба родителя не хотят им заниматься, то недостаток близости часто приводит к высокой тревожности, наркотической или алкогольной зависимости или другим проблемам.

4. Доверительный подход.

Использующие этот подход родители, согласно исследованиям Дианы Баумринд, воспитывают наиболее адаптированных детей. Уважающие, а не авторитарные, они дают детям много любви и поддержки, как и при разрешающем подходе. Но они и многого ждут от них, как и авторитарные родители. Конечно, их ожидания соответствуют возрасту и индивидуальности ребенка, они не требуют от трехлетнего малыша самостоятельно убирать свою комнату. Но они снова и снова будут убирать с ним его комнату, так что к шести годам он действительно научится делать это самостоятельно.

Эти родители очень внимательны, даже требовательны. Они хотят совместных ужинов, хороших оценок, ответственного поведения, доверительного общения в старшей школе. И они дают ребенку полную поддержку и помощь в удовлетворении его потребностей и соответствии этим ожиданиям. Важно отметить, что эти родители не контролируют его, как в авторитарной семье.

Они выслушивают точку зрения ребенка, идут на компромисс и, где только возможно, передают ему контроль над его жизнью. Неудивительно, что их дети сохраняют близость с ними – при опросах они часто называют маму или папу как первого человека, с которым они обсуждали бы свои проблемы. Такие дети обычно имеют высокие достижения в школе, и учителя описывают их как ответственных, всеми любимых, просто хороших, внимательных детей, с которыми приятно быть вместе.

Я предпочитаю называть этот стиль «эмпатия с границами».

Важно отметить, что дело не только в том, чтобы найти золотую середину между строгостью и вседозволенностью. На самом деле взгляд Баумринд замечателен тем, что ей удалось интегрировать два фактора: требовательность и ответственность. Обратите внимание на этот момент, потому что вы сейчас можете открыть для себя ответы на многие воспитательные дилеммы. Рассмотрим, как два фактора – требовательность и ответственность – формируют четыре стиля воспитания.

Модель стилей воспитания по Баумринд


Модель стилей воспитания

Как вы видите, опекающие, все разрешающие родители имеют низкие требования, но высокую личную ответственность. Авторитарные, напротив, – высокую требовательность и низкую ответственность. Невнимательные родители имеют оба низких показателя. А доверяющие родители, устанавливающие границы с эмпатией, – неудивительно! – и ответственны, и требовательны.

Можете ли вы увидеть, как это отражается на повседневной жизни?

Например, ваш восьмилетний сын принес домой плохую оценку.

Авторитарный родитель: кричит на ребенка и не выпускает на улицу до тех пор, пока он не исправит оценку. Конец дискуссии. Возможно, будет нанят репетитор, который будет преподнесен как наказание или замена любимому занятию, к примеру игре в баскетбол. Мальчик остается один со своим гневом, без мотивации, и должен сам придумывать, как исправить оценку.

Опекающий родитель: слушает с сочувствием. Верит ребенку, если тот говорит, что это вина учителя, и просит в следующий раз быть внимательнее. Он может сказать ребенку, что верит в него, и даже посоветовать позаниматься серьезнее, но не предложит настоящей помощи, например в виде новой структуры изучения предмета, которая позволит действительно освоить эти знания и навыки. Если ребенок пытается выразить свои сомнения и страхи, например скажет, что он не понимает математики или не может себя организовать, опекающий родитель не может его успокоить, вместо этого он уверяет ребенка, что у него все хорошо. Сын остается один со своим беспокойством.

Невнимательный родитель: «Что-что? Какая еще двойка?»

Доверяющий родитель: спросит ребенка, было ли это неожиданно для него; что, как он думает, привело к этой ситуации; что можно сделать, чтобы усвоить материал и исправить оценку. Договаривается с ребенком о плане действий, основанном на ограничениях и высоких ожиданиях, поскольку нужно восстановить потерянную высоту. Но это и не лагерь новобранцев. Родитель понимает и чувствует вместе с ребенком, как трудно будет это изменить. Более того, он чувствует себя отчасти ответственным за эту работу и будет ее обязательным участником.

Он как бы дает ребенку взаймы свою спокойную уверенность, чтобы помочь ему выбраться из ямы, в которую он попал.

Видите, как это работает? Родители, принадлежащие к четвертому типу, имеют такие же высокие ожидания, как и авторитарные, и являются в такой же степени лидерами со своими детьми. Но при таком подходе больше сотрудничества, понимания и уважения, так что ребенку не нужно обороняться, и он охотнее берет на себя ответственность.

Разница между таким подходом и разрешательным, опекающим в том, что здесь выше как ожидания от ребенка, так и способность регулировать собственные тревоги, поэтому он получает достаточную поддержку, чтобы справиться с трудным делом. И разница в вовлеченности родителей в процесс воспитания тоже очевидна: наиболее вовлечены родители четвертого типа. Возможно, поэтому они и самые счастливые.

 (голосов: 2)
Просмотров 1823 | 26-11-2014 | Напечатать



Написать комментарий:


Текст комментария:

Войти на сайт ...

Имя пользователя :
Пароль :
Забыли пароль? Регистрация

Объявления:

Ваш школьник на уроках:
Внимательный
Рассеянный
Усидчивый
Непослушный
Мне все равно
Опрос меня не касается

Голосовать

Результаты