Плач грудничка – его реакция на среду

Плач грудничка – его реакция на среду Главная задача развития грудничка – научиться доверять. Это основа всего, что ему предстоит. Альберт Эйнштейн сказал, что главный вопрос для всех нас таков: «Дружелюбный ли это мир?» Мы отвечаем на этот вопрос во младенчестве. Почти сотню лет назад психолог Гарри Стек Салливан выдвинул идею, что новорожденные младенцы перенимают тревогу (которая, по сути, есть форма страха или отсутствия доверия) у своих родителей. Исследования подтвердили, что прикосновения, интонация и движения родителей могут либо успокаивать, либо тревожить ребенка. Даже во сне у малыша повышается уровень гормонов стресса, когда он слышит сердитые голоса, хотя бы по телевизору. Наш спокойный голос, любящий взгляд, надежность родительских рук дают ребенку понять, что мир – это безопасное место, в котором можно расслабиться и которому можно довериться. Каждый родитель, который хоть однажды купал младенца, знает, о чем я говорю.

Человек способен приспосабливаться именно потому, что он несовершенен: реагируя на среду, ребенок развивает свой мозг таким образом, чтобы лучше жить в этой среде. Если у него были оптимальные условия для развития – хорошее питание, теплые и нежные руки, которые носили и успокаивали его, чуткая реакция в общении с ним, – его мозг разовьется так, чтобы обеспечивать ему возможность успокаиваться, быть в хорошем настроении и устанавливать близкие отношения.

Если окружающая среда не удовлетворяет его потребностей или кажется ему опасной – например, громкий шум, после которого ребенка не успокаивают, – он может стать гиперактивным или недоверчивым, склонным к реакциям «сражайся или беги» или к борьбе за ограниченные ресурсы.

Поэтому наша родительская задача – как можно чаще давать детям уверенность в том, что они в безопасности.

Влияние гормонов стресса на плач младенца

Рассмотрим глубокие изменения в развитии мозга, которые происходят, когда у малыша происходит выброс гормонов стресса – адреналина и кортизола, двух гормонов режима «сражайся и беги». Он испытывает панику, когда чувствует голод, боли в желудке или страх одиночества (в этот момент древние инстинкты говорят ему, что его может съесть тигр). К счастью, мы так устроены, что детский плач сводит нас с ума, поэтому вы, конечно, возьмете ребенка на руки и успокоите. Каждый раз, когда вы реагируете на плач ребенка, его мозг закладывает программу самоуспокоения на будущее, когда он станет старше. Вы видите, как он успокаивается в ваших руках. Биологические процессы в этот момент таковы: тело малыша реагирует на успокоение в ваших руках выбросом гормонов спокойствия, что создает еще больше нервных цепей и рецепторов для этих гормонов. А физиологически ребенок приобретает опыт того, что его голод и другие чувства можно унять, что помощь рядом и кто-то защищает его, помогая ему справиться с собой. Не нужно бояться. Можно верить, что в этом дружественном мире он удовлетворит свои потребности. И он начинает строить рабочую модель человеческих взаимоотношений, в которых можно чувствовать себя тепло, безопасно и с любовью.

Если бы вам было необходимо быть рядом всякий раз, когда ребенок расстраивается, успокаивать и помогать ему на протяжении всей его жизни, это было бы очень неудобно. К счастью, природа придумала выход: со временем ребенок научится использовать нервные цепи, которые он сейчас строит, чтобы успокоиться самостоятельно.

Чем больше окситоцина вырабатывает его организм в ответ на вашу любовь, тем больше возникает новых рецепторов окситоцина и тем легче ему будет успокоиться и снова чувствовать радость. Он даже начинает создавать в префронтальной коре головного мозга (связанной с интеллектом) нервные связи, которые позволят сопротивляться сигналам тревоги, посылаемым его мозжечковой миндалиной (часть мозга, связанная с эмоциями).

Вы просто помогаете своему ребенку развивать мозг и нервную систему таким образом, чтобы в будущем он мог сам справляться со страхами и беспокойством.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Беременность и роды
Яндекс.Метрика