Связь с родителями и формирование привязанности у детей до года

Связь с родителями и формирование привязанности у детей до года Что так же важно для развития малыша, как и питание? Связь с родителями. Человек рождается для того, чтобы любить и быть любимым. Все наше эмоциональное развитие – включая способность управлять эмоциями, контролировать злость, уметь отложить удовольствие и формировать здоровые отношения – строится на той основе, которая закладывается во младенчестве. По сути, наш интеллект формируется в результате прямого взаимодействия с родителями.

Мозг младенца еще несовершенен, ему предстоит долгий путь развития. Человеческие существа устроены именно так, чтобы сохранять гибкость и способность приспосабливаться к различным условиям среды. Поэтому ваше общение с ребенком в первый год его жизни определит многое в развитии его мозга и нервной системы на протяжении всей жизни. Благодаря контакту с вами малыш учится управлять собой физиологически, а позже психологически. Ваше любящее прикосновение помогает ему справиться со стрессами и действием гормонов роста. Его сердце бьется в одном ритме с вашим.

Как описывает Сью Герхардт в книге «Как любовь формирует мозг ребенка», ребенок «вырабатывает для себя... нормальный уровень возбуждения», поэтому он «согласует свою систему с системами людей, окружающих его. Малыши депрессивных матерей привыкают к низкой стимуляции и недостатку положительных эмоций. Дети активных, возбужденных матерей могут тоже становиться легковозбудимыми и часто чувствовать, что эмоции просто рвутся наружу».

Вот как это работает в обычном общении с новорожденным. Малыш смотрит на вас. Вы улыбаетесь и что-то нежно говорите ему, воркуете. Он улыбается в ответ и радостно дрыгает ножкой.

Вы улыбаетесь еще радостнее, и вы оба эмоционально «танцуете» друг с другом, ощущая любовь и счастье. Через некоторое время малыш сильно возбуждается, и ему нужно успокоиться, вернуться в спокойное состояние. Он смотрит в сторону. Некоторые родители, возможно, будут заглядывать ему в лицо в поисках улыбки, но вы настроены на ребенка и понимаете, что ему нужен отдых. Вы начинаете говорить спокойнее и тише. Малыш глянул на вас: безопасно ли так вести себя? Да, так можно. Вы нежно улыбаетесь, постепенно снижая уровень энергии. Ребенок удовлетворенно сворачивается клубочком. Вы поймали его тон, нащупали ключ. Он понимает, что может показывать свои потребности и вы ему поможете. Это прекрасный, гармоничный мир. В нем есть возбуждение и успокоение. С вашей помощью малыш справится со всем.

Что же произошло? С вашей помощью младенец только что получил важный урок саморегуляции. Он может быть радостным, возбужденным, даже перевозбужденным. Всякий раз, когда ребенок чувствует, что эмоции переполняют его, он может послать сигнал SOS. Вы поможете ему успокоиться. Жизнь безопасна. Или точнее, вы защищаете его и делаете жизнь безопасной. Вы помогаете ему справиться с чувствами – как с плохими, так и с хорошими. Связь с вами будет защищать его. Он может доверять миру.

В первый год жизни ребенка такие взаимодействия с вами будут повторяться много раз. Можно уверенно сказать, что ребенок проходит урок доверия, который психологически отпечатывается в его мозге. Нейробиолог Алан Шор говорит об этом так: «Мать загружает в правое полушарие мозга ребенка эмоциональную программу. Ребенок использует выходной сигнал правого полушария мозга матери как образец для формирования процессов собственного правого полушария». Вы даже влияете на размер его гиппокампа, передней части поясной извилины и мозжечковой миндалины. Первый отвечает за успешное обучение, устойчивость к стрессам и психическое здоровье, вторая влияет на управление эмоциями, а третья ответственна за возбуждение эмоций.

Это раннее программирование мозга обусловливает уровень счастья и настроение в последующей жизни, поскольку оно влияет на способность успешного контакта с другими, управление положительными и отрицательными эмоциями, способность успокаиваться.

Если связь с ребенком для вас главное, то воспитывать его будет легче, потому что он будет расти спокойным, уверенным в себе, стремящимся к сотрудничеству. Успокаивать малыша необходимо, потому что именно тогда, когда вы это делаете, мозг ребенка развивает способность регулировать отрицательные эмоции.

Очень многие младенцы хотят, чтобы большую часть времени их носили на руках, потому что это помогает им психологически контролировать себя. Ритмы сна младенца согласуются с ритмами его матери, поэтому младенцы, которые спят с мамами, лучше регулируют процессы возбуждения активности мозга и дыхание, что снижает риск синдрома внезапной младенческой смерти. Связь родителей с малышом помогает им лучше понимать его потребности и особенности, что повышает их уверенность в себе. Когда ребенок знает, что о нем заботятся и его защищают, на этой надежной основе он спокойно движется дальше, к таким следующим стадиям развития, как исследование окружающей среды и формирование отношений с другими.

Формирование привязанности

Вы можете думать, что формирование привязанности – это новая мода в воспитании. Однако в этом нет ничего нового, люди делали так во все времена. Воспитание, основанное на привязанности, в наше время лишь получило научное обоснование и поддержку благодаря многим исследованиям, но главная идея проста и интуитивно очевидна. Человеческие детеныши, в отличие от других млекопитающих, рождаются беспомощными. Чтобы выжить, им необходима близость с родителями до тех пор, пока они не станут самостоятельными.

К сожалению, в нашем обществе бытует миф о том, что воспитание, основанное на контакте, или, как его чаще называют, воспитание, основанное на привязанности, требует от родителей жить по законам самопожертвования. На самом деле это совсем не так. Чтобы создать крепкую связь любви, вам не нужно непрерывно носить ребенка на руках и все время спать с ним в одной постели. Главный ориентир – снова известная истина! – заключается в том, что для возникновения здоровой привязанности нужно быть настроенным на вашего ребенка и отзывчивым к сигналам, которые он посылает. А какой родитель в глубине души не хочет именно этого? Поэтому давайте дадим новое определение воспитанию, основанному на привязанности. Это просто чуткость к эмоциональным и физическим потребностям ребенка, а в младенчестве – прежде всего близкий физический контакт с родителем. Как и все в воспитании, это зависит от нашей эмоциональной зрелости.

Исследования на эту тему потрясают! Уже во время беременности – до того, как ребенок родится! – мы можем предсказать, будет ли его привязанность к родителю надежной и крепкой. Как? Да просто взяв у родителя интервью. Если наша привязанность к родителям была надежной и крепкой, скорее всего, наши дети тоже будут сильно привязаны к нам. Если же наши родители не удовлетворяли наши потребности и мы слишком зациклены на привязанности либо избегаем ее, то мы не сможем легко и естественно ощущать контакт со своими детьми. К счастью, это зависит не только от того, что с нами происходило, но и от того, как мы к этому относимся.

Когда вы задумываетесь над своим прошлым и переосмысливаете свою историю с уже взрослой точки зрения, с сочувствием и пониманием, вы, по сути, наращиваете орбитофронтальную кору мозга ( - область мозга, связанная с регулированием эмоций, взвешенностью и мотивацией, которая отвечает за родительские чувства), и в процессе этого обретаете способность создавать крепкие, надежные и близкие отношения с ребенком. На самом деле то, как вы принимате ваш собственный опыт любви и привязанности, более важно для хорошего контакта с ребенком, чем все остальные факторы, включая количество времени, которое вы проводите вместе, и такие специальные приемы воспитания, как, например, совместный сон.

Радует то, что, когда вы принимаете свое детство, ваш эмоциональный фон и способность настраиваться на ребенка немного меняются, и следом ваш малыш расцветает, независимо от того, несколько дней ему или несколько лет.

Вас беспокоит, будет ли ваш ребенок настроен на вас? В первые три года, когда происходит самое интенсивное развитие мозга, очевидно, можно заложить оптимальную основу для будущей коррекции. Но новейшие исследования показывают, что мозг продолжает расти и меняться всю жизнь. Когда вы успокаиваете расстроенного малыша четырех или шести лет, он тоже учится справляться с собой. Может быть, для того чтобы излечиться от страха и одиночества, ему понадобится больше плакать или кричать, но он еще достаточно мал и открыт для такого исцеления. Ваше терпеливое и сочувственное отношение к его эмоциональным срывам – это его ключ к преодолению раннего болезненного опыта. В этом случае еще важнее помнить, что его поведение – это сигнал, что ему нужна ваша эмоциональная помощь. Ваше понимание – это для него всегда исцеление.

Ни один родитель не настроен на ребенка ежесекундно. Как говорят исследователи, лишь 20–30 % времени вы взаимодействуете, настроившись друг на друга. Остальное время вы не настроены либо перенастраиваетесь. Это время, когда вы не настроены на ребенка, освобождает вас от бремени быть совершенным – потому что вы не можете всегда быть совершенным. Как бы вы ни старались, это невозможно. Когда вы восстанавливаете связь, то изобретаете новый способ что-то делать вместе так, как никогда еще не делали раньше. Когда вы создаете что-то новое, вы растете. А это именно то, что нужно детям.

 (голосов: 1)
Просмотров 1833 | 3-10-2014 | Напечатать



Написать комментарий:


Текст комментария:

Войти на сайт ...

Имя пользователя :
Пароль :
Забыли пароль? Регистрация

Календари и сервисы

Объявления:

На кого больше похож ваш малыш до 1 года?
На маму
На папу
На бабушку
На дедушку

Голосовать

Результаты