Игры на развитие эмоций

Игры на развитие эмоций

Дети постоянно изучают мир, учатся жить в нем и переживать свои эмоции. Мы можем рассматривать игру как ту работу, которую необходимо проделать ребенку, чтобы развить свой интеллект, воспитать в себе положительные качества и вырасти здоровым.

Кроме того, дети больше оперируют телом, чем взрослые. Если у них болит душа, они высвобождают эти эмоции с помощью тела. Это и есть одна из причин того, что у детей гораздо больше энергии.

Многие родители жалуются, что они слишком устают или заняты для того, чтобы играть с детьми. Особенно мамы часто так сосредоточены на ежедневных обязанностях по уходу за ребенком, что находят игру слишком обременительной задачей. Но как вы отнесетесь, если я скажу, что игра – это лучший способ наладить контакт с ребенком и помочь ему справиться с эмоциями?

С помощью игры дети разрешают эмоциональные вопросы и восстанавливают баланс, развивают эмоции. Они снова и снова играют в поход к доктору. Они распределяют роли, делают медвежонку уколы. Они чувствуют себя сильными и главными, хотя бы в воображении.

Для них это необходимый противовес их ежедневному опыту, который говорит им, что они слабые, зависимые, не влияющие на жизненные события.

Смех высвобождает те же сдерживаемые эмоции, что и плач, в любящих руках родителей. А бурная беготня или возня стимулируют выделение гормонов счастья – эндорфинов и окситоцина, т. е. физическая игра делает ребенка счастливым и помогает ему сближаться с другими. Поэтому игра - один из лучших способов развить эмоции, укрепить ваши взаимоотношения с ребенком и повлиять на правильное воспитание.

К счастью, такие игры не длятся долго – бывает, хватает пары минут. И вы не поверите – большинство родителей считает, что игры заряжают энергией! Это происходит потому, что усталость вызывают напряжение и раздражение, которые гнетут нас. А когда мы играем, то снимаем напряжение так же, как и наши дети, и заряжаемся энергией, чтобы хорошо провести вечер. Как и у наших детей, у нас игра тоже вызывает выброс эндорфинов и окситоцина, и мы чувствуем себя счастливее и ближе друг другу.

Поэтому, если ребенок просит вас поиграть, договоритесь с ним. Конечно, вы поиграете в куклы или построите с ним поезд. Но сначала пусть он поиграет с вами в вашу игру, идет? Вот вам несколько идей для начала.

Подушечный бой, единоборство на ковре, армрестлинг. Всем иногда нужна безвредная возможность выразить свой гнев на родителей. Разумеется, дайте ребенку выиграть, пока он не попросит вас бороться сильнее.

Догонялки. Малыши от года до трех особенно любят убегать и знать, что вы всегда их догоните. Если вы предпочитаете делать это дома, а не в парке, устройте игру. Догоняйте ребенка, хватайте, отпускайте и дайте снова убежать. Здесь обыгрываются и сила, и расставание, как в игре в прятки.

Будьте бестолковым чудовищем. Этот вариант догонялок включает элементы страха и доминирования, и он работает с детьми всех возрастов. Медленно ходите за ребенком, шатаясь, рыча и бормоча под нос угрозы, что сейчас вы его поймаете и покажете ему. Пугайте так, чтобы ребенок смеялся, и дайте ему перехитрить вас. Большую часть времени дети чувствуют себя маленькими и бессильными, поэтому иногда им необходимо почувствовать себя сильнее, быстрее и умнее вас. («Ты от меня не уйдешь! Эй, куда ты подевался? Ты слишком быстро бегаешь!») С застенчивым ребенком измените роли: «Я ужасный монстр, я пришел за тобой!.. Ой, я в ловушке... Куда же ты делась? Ой-ой-ой! Ты меня напугала!»

Игра в расставание. Во все времена дети всех народов играют в эти игры, потому что страх расставания с родителями есть у всех малышей. «Я спрячусь вот тут, за диваном. Когда соскучишься, крикни самое глупое слово, какое знаешь, и я появлюсь». Не давайте малышу соскучиться. Еще не спрятавшись полностью, выпрыгните из-за дивана, крикнув «Носорог!» или любое другое слово, которое его рассмешит. Обнимите его, поцелуйте и скажите: «Я так соскучился, что не выдержал... Давай еще раз!» Преувеличивайте ваш собственный страх расставания, чтобы рассмешить малыша, и каждый раз увеличивайте время своего отсутствия. Постепенно можно перейти к пряткам.

«Ты мне нужен». С точки зрения воспитания эта игра поможет, если у ребенка проблемы с расставанием, если он прижимается к вам и не отпускает вас или если в семье новорожденный и старший ребенок сомневается, любят ли его родители. Цепляйтесь за ребенка, изображайте преувеличенную тревогу и страх, ведите себя глупо. «Я знаю, что ты хочешь, чтобы я ушла и дала тебе поиграть, но ты мне нужна! Я только хочу быть рядом с тобой. Побу-у-удь сейчас со мной!» Держите дочку за руку и прижимайтесь к ее платью.

Ей понравится чувствовать себя человеком, который разрешает вам уйти, а не ребенком, которого оставляют. Если вам удастся ее рассмешить, то это снимет часть страхов и напряжения по поводу расставания. Когда она явно отошлет вас, скажите: «Ну ладно. Я знаю, ты ведь вернешься. Мы всегда возвращаемся друг к другу».

Игра в исправление. Я называю так эту игру, потому что она помогает исправить все, что угодно, дает ребенку веру в то, что его очень любят. Изображайте неловкого преследователя, ловите малыша, обнимайте, целуйте, отпускайте и повторяйте все снова и снова: «Мне нужен поцелуй... ты не убежишь от меня... Я должна тебя обнять и покрыть поцелуями... О нет, ты ускользнул!.. Я иду за тобой... Мне нужно еще обнять тебя и еще поцеловать... Ты такой быстрый, я не могу тебя догнать... Но я не сдамся... Я тебя слишком люблю... Я поймала тебя... Теперь я поцелую твои ножки... О, ты такой сильный и ловкий... Но мне мало поцелуев, я хочу еще... Я иду за тобой...»

Можно играть даже с обоими родителями: они будут спорить между собой, кому первому целовать их драгоценного малыша. Эта игра обязательно поможет ребенку избавиться от сомнений, любят ли его (а любой ребенок, который плохо себя ведет, сомневается в этом).

«Я тебя еще не обнимала?!» Играйте в эту игру, когда ребенок слишком надоедлив или навязчив. («Как, я тебя снова не обняла? Давай-ка это исправим!») Схватите ребенка в охапку и ДОЛГО обнимайте его – так долго, как только сможете. Не отпускайте его, пока он не начнет выкарабкиваться из ваших объятий, и даже тогда не отпускайте его сразу. Обнимите еще крепче и скажите: «Я ЛЮБЛЮ тебя обнимать! Хочу никогда не отпускать тебя! Обещаешь, что скоро мы еще обнимемся?» Затем отпустите его и восстановите контакт, тепло улыбнувшись ему: «Спасибо тебе! Мне было это нужно!»

Если у ребенка какие-либо страхи. Дайте ребенку напугать вас и смешно изобразите страх. Он будет смеяться, и его собственные страхи ослабнут.

Или посадите ребенка на спину и скачите с ним по комнате, подбрасывая его так высоко, что ему будет немного страшно упасть, он хохочет и визжит от страха и восторга. Любые игры со страхом помогут ребенку победить его смехом, и малыш будет смелее в реальной жизни.

Если ребенок отказывается учиться ходить на горшок. Пойте смешные «горшочные» песни, наденьте на голову подгузник, притворитесь, что вы уже не можете терпеть, но боитесь идти в туалет, танцуйте по комнате. Чем больше ребенок смеется по поводу горшка, тем больше его готовность им пользоваться.

Когда у ребенка период нытья. Помните, что нытье – это выражение своей беспомощности. Если вы «не слышите», пока ребенок не начнет говорить, как «большой мальчик», нытье только усилится. Но вы не хотите и поощрять нытье, дав ребенку то, чего он этим добивается. Предложите выразить уверенность, что ребенок может говорить своим «громким» голосом, и помочь ему найти его с помощью игры: «Эй, куда же подевался твой громкий голос? Он только что был здесь! Я так люблю его слышать! Давай его найдем. Я тебе помогу. Может, он под стулом? Нет... В коробке с игрушками? Нет... Эй! Ты его нашел! Вот он, твой громкий голос! Ого-го! Как я люблю его слышать! Теперь скажи мне, что ты хочешь, своим громким голосом».

Когда вам кажется, что вы с ребенком слишком много сражаетесь. Всем детям время от времени нужно пробовать с вами свои силы и сопротивляться; лучше пусть это будет в игре, чем в важной ситуации. Попробуйте поиграть в игру «Спорим, ты меня не столкнешь» или «О нет, только не это!» («Что бы ни случилось, не слезаем с дивана! О нет, теперь я должна тебе двадцать поцелуев! Ладно, теперь твоя очередь приказывать...»)

Для перевозбужденного ребенка: «Ого, у тебя сейчас столько энергии! Хочешь побегать кругами? Иди сюда, на свободное место, здесь можно бегать, и я буду тебя видеть». Найдите место, где больше нет никого, кто может завести его еще больше, и дайте ему помотаться или побегать кругами или попрыгать вверх и вниз – все, что угодно. Когда он упадет от изнеможения, прижмитесь к нему и скажите: «Так весело, когда много энергии, правда? Но иногда ее слишком много, и нужно успокоиться. Давай сейчас три раза глубоко вдохнем, чтобы расслабиться. Вдыхай носом, выдыхай ртом. Один... два... три... Отлично! Чувствуешь себя спокойнее? Хорошо знать, как себя успокоить. Давай теперь свернемся на диване и немного почитаем книжку».

Если ваши дети много дерутся: когда они спокойны, скажите им: «Вы не могли бы сейчас сразиться друг с другом?» Когда они начнут, станьте телевизионным комментатором. «Сегодня мы будем свидетелями боя двух сестер, которые никак не могут поладить! Оставайтесь с нами! Обратите внимание, старшая сестра любит брать верх, но младшая провоцирует ее! Обе боксерши хотят один и тот же кусочек колбасы! Догадаются ли они, что в холодильнике есть еще колбаса? Оставайтесь на канале!» Дети будут хохотать, снимать напряжение и постепенно осознавать, насколько смешно они выглядят.

Чтобы помочь ребенку, у которого трудный период, например начало школы, или конфликт на площадке, или болезнь: пусть одна мягкая игрушка будет мамой, а другая – ребенком, и проиграйте ситуацию. Использование мягких игрушек делает ситуацию не такой реалистичной и пугающей, но некоторые дети предпочитают играть роли сами, без кукол. «Давай поиграем, будто мы в песочнице и я хочу взять твою машинку, а ты не хочешь делиться», или «Давай поиграем, что ты учитель, а я ученик», или «Давай играть, будто ты доктор, а я больной».

Проигрывание стрессовых ситуаций помогает детям лучше контролировать свои эмоции; дайте им играть роль сильного, если в реальной ситуации ребенок чувствует себя беспомощным и униженным.

 (голосов: 0)
Просмотров 914 | 2-10-2014 | Напечатать



Написать комментарий:


Текст комментария:

Войти на сайт ...

Имя пользователя :
Пароль :
Забыли пароль? Регистрация

Объявления:

Первые самостоятельные шаги вашего крохи были:
До 9 месяцев
От 9 до 12 месяцев
От 1 до 1,5 лет
От 1,5 года
Пока еще не ходит

Голосовать

Результаты