Развитие независимости у дошкольников 3-5 лет

Развитие независимости у дошкольников 3-5 лет Вы все еще являетесь центром существования вашего дошкольника, его «Полярной звездой» (или лидером в отношениях), вокруг которого он себя ориентирует. Где-то на уровне основ своего мировоззрения он понимает, что, если бы ему пришлось расстаться с вами, он остался бы незащищенным перед ужасной, а может быть, смертельной, опасностью. Он может вести с вами переговоры, как практикующий адвокат, и отлично справляется с любыми задачами в садике и в общении со сверстниками, но мать-природа сделала его зависимым не просто так. Причина этого не только в необходимости защиты, но и в том, что благодаря этой зависимости он открыт для вашего влияния, для обучения. Он не всегда подает вид, что «слушает» вас, но вы для него – самый надежный источник информации о мире и даже о нем самом.

Многие родители, которые могли быстро и легко успокоить ребенка после недолгой разлуки, начинают беспокоиться, когда ребенку вдруг становится трудно расставаться с ними на время учебы в подготовительной группе. «Что не так с моим ребенком? – думают они. – Почему он не становится независимым?»

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что такое независимость на самом деле. Когда мы говорим о независимом ребенке, то обычно имеем в виду такого ребенка, который безболезненно воспринимает кратковременное отделение от родителей в возрасте 2-3 лет, с охотой ночует в гостях к 5-ти годам и не боится ехать в лагерь на месяц в 9 лет. Это независимый ребенок, правда?

На самом деле нет. Оказывается, такие сценарии имеют мало отношения к независимости. Они имеют отношение к отделению от родителей, что не означает наличия независимости. Дети биологически сотворены зависимыми от «Полярной звезды» или лидера в отношениях, поэтому, когда они не с нами, они зависят от кого-то другого, будь это лучший друг или учитель. Такая зависимость, возможно, на пользу учителю, потому что она помогает ребенку воспринимать наставления учителя. Но ориентация на сверстника – это фактор риска для ребенка.

Более того, факт, что ребенок легко расстается с родителями, не всегда является положительным. Мы не ждем независимости от 4-х месячного младенца, это указывало бы на какое-то отклонение в развитии. А вспомните малыша в 15 месяцев, который не ищет маму, когда она оставляет его одного в незнакомой ситуации. Разве он более независим? Нет. Маленькие дети, которые, казалось бы, не замечают, что мама ушла из комнаты, – это не зрелые люди, развившие свою независимость, а «избегающие» дети, которые оставили надежду, что их потребности будут удовлетворены, поэтому они скрывают свое беспокойство, даже если их сердца отчаянно бьются.

Такой ребенок может, не оглянувшись назад, отправиться в летний лагерь, но такая легкая разлука с родителями может быть сигналом того, что отношения с ними испортились, а это парализует его способность строить отношения с другими людьми.

Для чувства спокойной уверенности ребенку нужна родительская фигура, к которой можно безопасно привязаться. Это необходимо для выживания, ребенок так запрограммирован – родитель создает ребенку надежную основу для дальнейшего исследования мира. Когда мы «толкаем» ребенка к эмоциональной независимости, он становится более зависимым, так показывают исследования. Иногда он слишком уходит в общение со сверстниками и становится зависимым от отношений с другими детьми.

О появлении независимости можно говорить, когда ребенок, полагаясь на свою крепкую связь с родителями, вступает в мир и справляется с соответствующими его возрасту жизненными задачами. Это означает игры со сверстниками без драк, корректное общение с учителем, участие в спортивных играх без истерик и вспышек гнева, ответственное выполнение домашнего задания. Вначале в этих задачах участвуют родители, но позже ребенок начинает взаимодействовать с миром самостоятельно. Так появляется независимость.

Поэтому вместо того, чтобы считать проявлением независимости отрыв ребенка от родителей, давайте рассматривать независимость как способность нашего ребенка чувствовать себя спокойно и уверенно, успешно взаимодействовать с миром и управлять своей жизнью, в то время как наша роль плавно переходит от прямого вмешательства к готовности помочь, затем к переговорам по телефону, а позже – к моральной поддержке.

Что делает ребенка независимым?

Корни и крылья. Корни независимости – в крепкой привязанности, твердой вере, что мама и папа будут рядом, когда они нужны. Если ребенок знает, что мы рядом и готовы помочь, он может сконцентрироваться на тех задачах, которые ставит ему жизнь и которые включают повышение независимости и ответственности. Если же ребенок не знает, может ли он положиться на маму и папу, то будет беспокоиться о том, чтобы привлечь к себе их внимание и поддержку, а это препятствует его освоению мира. Если родители не принимают ребенка, он постарается получить это принятие от сверстников, и часто это приводит к печальным результатам.

Что такое крылья? Это чувство своей силы! Когда мы «позволяем» расти детской уверенности в себе, регулируя те аспекты его жизни, следить за которыми необходимо, мы поощряем его независимое развитие. Как мы уже увидели, этот процесс начинается рано. Когда малыши достигают года, они становятся более уверенными в себе. Они хотят в самом хорошем смысле испытывать свою силу – действовать в мире и получать желаемый результат. И им нужно знать, что в любой момент мы готовы их поддержать. Именно это растущее чувство своей силы при ощущении нашей поддержки и руководства помогает детям развивать уверенность в себе, что и является началом независимости.

 (голосов: 0)
Просмотров 936 | 6-10-2014 | Напечатать



Написать комментарий:


Текст комментария:

Войти на сайт ...

Имя пользователя :
Пароль :
Забыли пароль? Регистрация

Объявления:

Какой тип развития дошкольника для вас важнее?
Умственный
Психологический
Физический
Все вышеперечисленные

Голосовать

Результаты